ДПМ-2 как эффективный драйвер автономной генерации: крупные потребители не готовы переплачивать

Общее состояние российской энергетики, на сегодняшний день, далеко от оптимальной. Единая Электроэнергетическая система представляет из себя наследие СССР. Некоторые блоки, оборудование уже исчерпали свой ресурс полезной эксплуатации и нуждаются либо в капитальном ремонте, либо в замене. После разделения РАО-ЕЭС России значительная часть станций перешла в частные руки. Новые владельцы не торопятся вкладывать миллиарды рублей в модернизацию старого оборудования, им нужен определенный стимул для этого. Таким стимулом стала программа ДПМ.

Программа ДПМ (договор о предоставлении мощностей) – это соглашение между крупными генерирующими компаниями и промышленными потребителями электрической и тепловой энергии. Суть такого договора заключается в следующем: генерирующая компания обязуется провести модернизацию, техническое, капитальный ремонт существующих мощностей или создать новые; потребители, в свою очередь, берут на себя обязательства по оплате повышенных тарифов на электроэнергию. Дельта между номинальной ценой за мощность и реальной ценой с учетом надбавки в рамках ДПМ компенсирует владельцам генерирующих мощностей капитальные затраты на обновление материально-технической базы.

Программа ДПМ-1 была нацелена на строительство новых электрогенерирующих мощностей на территории России. Предполагалось, что среднегодовой спрос на электричество в стране вырастет на 4,3%, а это потребовало бы дополнительной генерации. Но из-за рецессии 2014 года и медленного восстановления экономики ожидания не оправдались. Поэтому на рынке возник избыток мощностей.

«Постоянный рост потребности крупной промышленности в доступной электроэнергии – вполне логичен: вслед за повышением технологичности производства увеличивается и его энергоемкость. Энергия – ключевой драйвер развития производственных мощностей. Создание инструмента договора о предоставлении мощностей являет собой неуклюжую попытку переложить издержки, связанные с обновлением генерирующих мощностей, на плечи корпоративного сектора. Регулятор предложил правила игры, которые устраивают только одну сторону – крупные генерирующие холдинги. Если неудачу первой программы еще можно списать на экономическую турбулентность и параметры, не зависящие напрямую от участников рынка, то по ДПМ-2 этого сделать уже не получится – тарифная дельта выглядит пугающе. По предварительным оценкам, дополнительная нагрузка на бизнес, который фактически оплачивает модернизацию, составит от 130 до 147 млрд рублей», — прокомментировал ситуацию Даниил Яблоков, генеральный директор инжиниринговой компании «Энергия Плюс», член экспертного совета при Российском газовом обществе.

Неудовлетворительные результаты, которых удалось достичь в результате реализации программы ДПМ-1, натолкнуло государство на мысль об изменении подхода к укреплению Единой Электроэнергетической системы. А именно, в рамках программы ДПМ-2 до 2035 года запланирован ремонт до 41 гВт мощностей.

Для справки, на 2023 год около половины всей генерации в РФ старше 40 лет, примерно 1/4 всей генерации старше 50 лет. Другими словами, через 10 лет больше половины генерирующих объектов будут работать сверх своей эксплуатационной нормы, что может приводить к авариям. Программа ДПМ-2 призвана частично решить данную проблему.

На данный момент известны данные по отборам с 2022 по 2026 год. Основной объем на модернизацию выиграла ИРАО (4,95 ГВт), на втором месте Юнипро с долей 3,3 ГВт. Помимо модернизации текущих станций, с 2027 года должна появиться отечественная парогазовая турбина с локализацией более 70%. Но показатель локализации будет расти в последующие годы.

«Агрессивная политика регулятора в части реализации программы ДПМ вместо укрепления и развития Единой Электроэнергетической системы может возыметь обратный результат – поспособствовать ее дальнейшему ослаблению. Программа ДПМ в таком случае станет драйвером для развития распределенной энергетики. В среднем, себестоимость 1 кВт*ч электроэнергии, вырабатываемой собственным объектом генерации, составляет 3,25 рубля, что в два раза ниже, чем тариф в среднем по стране. Тариф, который, прошу заметить, не включает в себя инвестиционную надбавку за реализацию программы ДПМ-2. Большую роль здесь будет играть позиция регулятора: если тарифная политика не будет пересмотрена (следует внедрить субсидиарность издержек, подключить к финансированию генерирующие компании). В противном случае следует ожидать всплеска интереса к автономной генерации. Тем более, активная газификация российских регионов способствует расширению этих перспектив», — добавил эксперт.

Кроме того, сегодня существует программа ДПМ ВИЭ, внутри которой происходит отбор «зеленых проектов», создание которых также будет оплачено из карманов потребителей электрической энергии. В сложившейся ситуации такого рода риски в части энергобезопасности промышленного объекта выглядят крайне непривлекательно для инвесторов и держателей капитала.

396
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Продолжая использовать данный сайт, вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики конфиденциальности и даете свое полное согласие на сбор и обработку и распространение персональных данных и файлов cookies. Если вы не согласны с данными условиями вы обязаны покинуть сайт.