Декарбонизация нефтехимии: путь к нулевому балансу выбросов

Исследовательская компания BloombergNEF (BNEF) опубликовала отчёт «Декарбонизация нефтехимии: путь к нулевому балансу выбросов».

По подсчётам авторов, к 2050 году можно будет производить продукты нефтехимии практически без выбросов углерода. Для этого в глобальном масштабе потребуются инвестиции в декарбонизацию соответствующих производственных процессов в объёме 759 млрд долларов США.

Электрификация, а также улавливание и хранение углерода (CCS), вероятно, будут играть центральную роль в сокращении выбросов при производстве высокоценных химических веществ (англ. high-value chemicals, HVC), к которым относятся этилен, пропилен, бензол, толуол и смешанные ксилолы, и которые являются основным сырьем, используемым для производства пластмасс и многих промышленных товаров.

Производство HVC ответственно за примерно 2% глобальных выбросов, что сопоставимо с выбросами авиации, и вдвое больше, чем выбросы алюминиевой промышленности.

Обязательства правительств и корпораций по достижению нулевого баланса выбросов подталкивают нефтехимическую отрасль к сокращению выбросов к середине столетия.

Упомянутые 759 миллиардов долларов – это, по оценкам BNEF, дополнительные вложения по сравнению с «обычным ростом мощностей», который можно было бы ожидать до 2050 года. Декарбонизация нефтехимии – процесс капиталоемкий, но, как считают авторы, крайне важно, чтобы все новые мощности, которые будут строиться или модернизироваться после 2030 года, обеспечивали работу с нулевым балансом выбросом. Это позволит избежать риска обесценения активов в течение их длительного срока службы.

К 2050 году CCS может стать самым дешевым вариантом декарбонизации нефтехимии и позволит сократить выбросы при производстве HVC на 40%.

Сокращение ещё на 35% может быть достигнуто за счёт применения электрифицированных установок крекинга. Это единственный технологический вариант с нулевыми выбросами, который может быть конкурентоспособным по стоимости по сравнению с традиционными установками парового крекинга. Биопластики к 2050 году займут лишь 2,5% рынка из-за высокой стоимости и недостатка устойчивой биомассы.

Важная роль, которую в декарбонизации нефтехимии, вероятно, сыграет CCUS (улавливание, использование и хранение углерода), — это уникальная возможность для крупных интегрированных нефтяных компаний, которые уже обладают опытом в этой технологии. Нефтяные компании изучают возможность расширения своего присутствия в нефтехимическом секторе в качестве страховки от снижения спроса на топливо. Если эти компании сместят акцент своих инвестиций в CCUS на активы в области переработки и сбыта, они смогут возглавить переход, расширив производство безуглеродной нефтехимической продукции и снизив затраты для всего сектора.

Цепочка поставок нефтехимической продукции не может быть декарбонизирована без помощи нефтепереработки. В настоящее время большая часть мировых поставок ароматических соединений, ключевого химического ингредиента таких продуктов, как ПЭТ-бутылки, поступает с нефтеперерабатывающих заводов в качестве побочного продукта производства топлива. Согласно сценарию нулевого баланса выбросов, вывод НПЗ из эксплуатации начнется в 2030 году, когда спрос на транспортное топливо достигнет пика, а затем начнет падать вследствие электрификации легкового транспорта. Это может привести к дефициту в поставках ароматических соединений, который, исходя из сегодняшних представлений, может быть устранен только за счет использования зеленого метанола в качестве исходного сырья — дорогостоящего пути, который утроит стоимость многих химикатов. На этот процесс будет приходиться 20% производства химикатов по сравнению с 0% сегодня, если только нефтепереработчики не сделают резкий поворот, чтобы сосредоточиться на производстве химикатов, одновременно декарбонизируя свои операции.

Исследование BNEF показывает, что до 2050 года «низкоуглеродные маршруты» останутся более дорогими, чем сегодняшнее производство, несмотря на существенное снижение затрат к середине столетия. Это может привести к постоянным «зеленым надбавкам» и создать сильные стимулы для замены или сокращения использования пластика и химикатов на рынках, которые собираются достичь нулевого баланса выбросов.

Химические вещества являются важнейшим сырьем для многих промышленных товаров, поэтому их декарбонизация может увеличить затраты во многих секторах. Если снижение затрат (стоимости низкоуглеродных технологий) не будет значительно ускорено, налогоплательщики, скорее всего, понесут дополнительные расходы, оплачивая более высокие цены, либо субсидии.

«Если нефтехимическая отрасль надеется достичь нулевого баланса выбросов, масштабные капиталовложения должны начаться до конца десятилетия», — отмечает Ильхан Савут, аналитик по устойчивым материалам в BNEF и ведущий автор отчета. «Внедрение этих технологий будет стоить дорого в краткосрочной перспективе, но это может вывести сектор на более дешевый путь декарбонизации. Учитывая долгий срок службы своих активов, химические игроки должны действовать быстро и как можно скорее финансировать проекты с нулевыми выбросами, иначе они рискуют остаться без ключевых технологий. Инвестиции сегодня будут иметь ключевое значение для управления долгосрочными затратами и выплаты дивидендов после 2035 года».

Также отмечается важность управления жизненным циклом химических продуктов, поскольку, если зеленые пластики сжигаются в конце срока службы, то это уже не продукты «с нулевыми выбросами». «Низкоуглеродный нефтехимический сектор потребует действий в рамках экономики замкнутого цикла. Производители уже сотрудничают с переработчиками отходов, чтобы получать вторичное и низкоуглеродное сырье».

Ценообразование на углерод часто рекламируется как рычаг декарбонизации, но для стимулирования изменений потребуются очень высокие цены. При цене 250 долларов США за тонну CO2 80% всего производства HVC с нулевыми выбросами будет конкурентоспособно с традиционной продукцией. Текущие цены в Европе составляют около 90 долларов США за тонну CO2, а цены, наблюдаемые у промышленных источников выбросов, на самом деле намного ниже благодаря бесплатным квотам. Чтобы стимулировать более быстрые изменения, правительства могли бы предоставлять долгосрочные субсидии первопроходцам, внедряющим безуглеродные технологии, а также инвестировать в инфраструктуру, такую как транспортировка СО2 и электрические сети, обеспечивающие чистую энергию 24/7, считает BNEF.

https://renen.ru

Регион:
807
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Продолжая использовать данный сайт, вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики конфиденциальности и даете свое полное согласие на сбор и обработку и распространение персональных данных и файлов cookies. Если вы не согласны с данными условиями вы обязаны покинуть сайт.