Промышленников заставят платить: цены на природный газ растут быстрее прогнозных показателей

Согласно информации из открытых источников, Правительство РФ не планирует снижать финансовую нагрузку на промышленность через инструмент сдерживания тарифов на газ. Более того, индексация тарифов на газ будет ускорена, темп их роста увеличится, соответственно величина издержек на газо-, тепло- и электроснабжение возрастет пропорционально увеличивающейся ставке тарифа. С 2022 года тариф вырастет выше прогнозного уровня — сразу на 5% вместо прежних 3%, в 2023 и 2024 годах — на 4%, в апрельской версии прогноза закладывался рост на 3%.

Традиционно, именно индексация тарифов на природный газ сдерживается государством в большей степени, чем тарифы других естественных монополий. Такое положение вещей обусловлено крайне серьезной значимостью газового топлива для экономики в целом. Поскольку именно природный газ является одним из основных гарантов энергетической устойчивости российского промышленного комплекса, а следовательно – является главным драйвером развития технологии, поддержания конкурентоспособности российских производителей на международном рынке и роста потенциала внутреннего рынка.

Стоит отметить тот факт, что рост тарифов для населения составляет 3% ежегодно, что вписывается в референтные прогнозные показатели.

В марте президиум Госсовета по вопросу газификации регионов предлагал президенту переложить часть затрат на газификацию домохозяйств на крупных потребителей газа через рост оптового тарифа. В документе говорилось, что, учитывая потребление газа на внутреннем рынке в размере около 440 млрд кубометров в год при средней оптовой цене на газ в 4,5 тыс. руб. за 1 тыс. кубометров, единовременная индексация на 1–2% обеспечит 20–40 млрд рублей в год дополнительного финансирования газификации.

«Позиция Правительства РФ по вопросу сдерживания тарифной индексации на оптовом рынке природного газа обусловлена ростом мировых цен на газ, а также дефицитом средств на развитие региональных газовых сетей. Социальная газификация подразумевает увеличение объема газопотребления, а вместе с тем модернизацию существующих газовых сетей, ГРС, ГРП и строительство новых сетей газораспределения, что позволит стимулировать развитие промышленного производства. Однако, переложив издержки, обусловленные недостатками процесса финансового планирования единого оператора газификации российских регионов, на региональных промышленников, регулятор рискует снизить экономический эффект газификации, в значительной мере замедлив технологический и экономический рост основных производственных мощностей. Не будем забывать и о потенциальном трансграничном углеродном налоге, и о возможном увеличении экологических сборов, о постоянно росте тарифов на электроэнергию. Существующая экономическая турбулентность, вызванная COVID-19 также накладывает отпечаток на экономику предприятия. Совокупность перечисленных факторов в значительной мере ослабляет промышленный потенциал, особенно – в регионах с недостаточным уровнем поддержки местных производителей. Высокая индексация цен на газ в контексте существующей экономической конъектуры окажется очередным осложняющим фактором. Возможно, регулятору стоит задуматься о замене радикальной индексации на специальную инвестиционную надбавку к тарифу на газ, которую промышленники смогут обменять на субсидии или другие демпфирующие механизмы», — прокомментировал ситуацию с ростом тарифов на природный газ Даниил Яблоков, генеральный директор инжиниринговой компании «Энергия Плюс», член экспертного совета при Российском газовом обществе.

Отметим, что по поручению президента РФ Газпром должен обеспечить поэтапное завершение газификации к 2030 году без привлечения средств граждан. Целевой уровень полной технически возможной газификации — 83% (по итогам 2020 года уровень газификации в РФ — 71,4%). Обязательства Газпрома по этой программе составляют около 526 млрд рублей только в 2021–2025 годах, для этого монополия в том числе планирует выпускать бессрочные рублевые облигации.

Вопрос донастройки механизма финансового обеспечения процесса газификации находится в процессе активного обсуждения. ПАО «Газпром» настаивает на необходимости использования тарифной надбавки, которая обусловлена недостатком собственных средств в компании. Ряд отраслевых экспертов отмечают необходимость более детальной проработки данного вопроса. Потенциальными механизмами формирования дополнительного бюджета может стать: инвестиционная надбавка к тарифу, государственные долгосрочные облигации, средства Фонда народного благосостояния. К слову, ФНБ, в начале осени, получил часть средств, выделенных МВФ для Российской Федерации; кроме того, крайне высокие цены на международном рынке газа позволяют говорить о постоянном увеличении фонда. Следовательно, дофинансирование газификации может быть осуществлено за счет средств ФНБ.

«Увеличение тарифной ставки на природный газ, с одной стороны, усложняет финансово-экономическое положение хозяйствующих субъектов. С другой стороны, отсутствие прозрачности процесса ценообразования для сетевых организаций должно стимулировать развитие распределенной генерации. Автономный объект генерации, работающий на природном газе, даже в свете повышения тарифной ставки, является эффективным механизмом укрепления энергетического баланса предприятия. Перевод существующей котельной на природный газ, строительство мини-ТЭС, развитие технологии когенерации и тригенерации – еще одна ступень к увеличению промышленного потенциала российских регионов. Наши аналитики отмечают тот факт, что интерес промышленности к природному газу радикально возрос в 2021 году. Количество запросов на техническое перевооружение котельных, перевод с угля/мазута/дизельного топлива на природный газ, техническое подключение к газовым сетям значительно возросло», — добавил эксперт.

Повышение тарифов для промышленников – это, действительно, действенный механизм сбора дополнительных фондов для финансирования ресурсоемких инфраструктурных проектов. В случае с увеличением региональных газовых сетей не подходит механизм государственно-частного партнерства, основанный на концессионном договоре, поэтому собрать необходимый инвестиционный пакет представляется возможным и наиболее выгодным образом именно через индексирование тарифной ставки на природный газ для оптовых потребителей.

465
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Продолжая использовать данный сайт, вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики конфиденциальности и даете свое полное согласие на сбор и обработку и распространение персональных данных и файлов cookies. Если вы не согласны с данными условиями вы обязаны покинуть сайт.