Интервью вице-министра энергетики РК Асета Магауова для отраслевого журнала «Нефть и Газ Сибири»

В республике делают ставку на возобновляемые источники энергии. О планах развития ТЭК, импортонезависимости и потенциале ВИЭ рассказал вице­министр энергетики Республики Казахстан Асет МАГАУОВ.

– Асет Маратович, важным событием 2018 года стало завершение модернизации на ТОО «Атырауский нефтеперерабатывающий завод». Какова сегодня его значимость для ТЭК Казахстана?

– С завершением строительства комплекса глубокой переработки нефти (КГПН) на Атырауском НПЗ (АНПЗ) с марта т.г. более чем в 2 раза увеличилось производство высокооктановых автомобильных бензинов, что, в свою очередь, обеспечило потребности внутреннего рынка, увеличено производство светлых нефтепродуктов, в том числе авиатоплива, сбалансирована работа НПЗ с производством моторных топлив и нефтехимической продукции.

– Каковы планы казахстанских нефтяников по увеличению объемов добычи и переработки нефти? Какие проекты в связи с этим будут реализованы?

– Для увеличения добычи нефти по крупным проектам реализуются проекты модернизации и расширения мощностей:

1. Проект будущего расширения месторождения Тенгиз.

2. Расширение мощностей по обратной закачке газа месторождения Кашаган.

3. Проект продления полки добычи на месторождении Карачаганак.

К 2025 году объем добычи нефти планируется увеличить до 105-107 млн. тонн. Для получения дополнительного притока нефти казахстанскими компаниями используются также различные методы увеличения нефтеотдачи (потокоотклоняющие технологии, заводнение, закачка сырого газа, бурение горизонтальных скважин, полимерное заводнение, гидроразрыв пласта и др.).

Также для улучшения инвестиционной привлекательности нефтегазовой отрасли и восполнения ресурсной базы проведены законодательные реформы и приняты новые Налоговый кодекс и Кодекс о недрах и недропользовании.

В рамках Кодекса о недрах и Налогового кодекса предусмотрены нормы по стимулированию геологоразведки, упрощению процедуры предоставления права недропользования, упрощению процедур по согласованию контрактов, проектных документов и предоставлению отчетности.

Система налогообложения недропользователей претерпела кардинальные изменения в части минимизации налогов. С 2019 года отменен бонус коммерческого обнаружения как вид налога.

Было решено для морских и сверхглубоких месторождений (свыше 5000 м) ввести альтернативный налог на недропользование. Данный налог не является дополнительным, а представляет собой возможность недропользователя альтернативным способом исполнять свои налоговые обязательства по уплате: налога на добычу полезных ископаемых; платежа по возмещению исторических затрат; налога на сверхприбыль; рентного налога на экспорт нефти. Таким образом, путем введения АНН акцент налоговой нагрузки перенесен непосредственно на момент получения дохода.

В целях стимулирования геологоразведки и частичного возмещения понесенных расходов при неудачной разведке недропользователю по УВС предоставлено право компенсировать понесенные расходы на разведку за счет доходов от контрактов на добычу УВС путем отнесения на вычеты образуемой группы амортизируемых активов, но не выше 25%. Норма будет действовать только при одновременном наличии контрактов на добычу и на разведку.

– Каковы планы по развитию экспорта казахстанских нефтепродуктов? Какие новые шаги планируется предпринять в этом направлении?

– Благодаря проведенной модернизации отечественных НПЗ потребность внутреннего рынка в бензинах экологического класса 4, 5 полностью обеспечивается за счет собственного производства.

На сегодняшний день для открытия экспорта бензина министерством совместно с заинтересованными государственными органами полностью подготовлена законодательная база для экспорта высокооктанового бензина.

Ратифицирован обеими странами протокол о внесении изменений в соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан от 9 декабря 2010 года.

Внесены изменения в Закон «Об обороте нефтепродуктов», в рамках которого правом экспорта наделены только производители нефтепродуктов, а также поставщики нефти. Данная норма направлена для исключения бесконтрольного экспорта, а также исключения фактов возникновения дефицита нефтепродуктов.

Урегулирован вопрос по вывозным таможенным пошлинам на светлые виды нефтепродуктов.

С июня этого года экспорт бензинов казахстанского производства в третьи страны официально разрешен в рамках планов поставок нефтепродуктов, утверждаемых министерством.

– Какова сегодня доля казахстанской машиностроительной продукции в нефтегазовом комплексе страны, удается ли ее наращивать? В каких направлениях машиностроения для ТЭК уже достигнуты заметные успехи, а где доля импорта остается высокой? Какие меры принимаются для снижения импортозависимости в данной сфере?

– За последние пять лет в нефтегазовой отрасли доля местного содержания в закупках товаров увеличилась в 1,6 раз – с 74 до 120 млрд. тенге.

Учитывая, что объем закупок товаров на трех крупных проектах («Тенгиз», «Кашаган», «Карачаганак») составляет 50% от всего нефтегазового сектора, основной потенциал роста местного содержания и наличие резерва для развития отечественного машиностроения сосредоточен на этих проектах.

В закупках основных трех операторов за последние пять лет доля местного содержания в товарах увеличилась в 1,3 раз – с 15 до 19 млрд. тенге.

На остальных месторождениях доля местного содержания в товарах увеличилась в 1,6 раз – с 62 до 101 млрд. тенге.

В 2018 году операторами ТШО, КПО и НКОК было импортировано товаров на сумму порядка 245 млрд. тенге, из них у местных производителей закуплено лишь на 19 млрд. тенге, или 7,3%. В то время как на остальных проектах местное содержание в товарах составило 38% на сумму 101 млрд. тенге.

В соответствии с поручением премьер-министра Республики Казахстан А.У. Мамина, Министерством энергетики совместно с Министерством индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан была сформирована рабочая группа по развитию нефтегазового машиностроения с участием трех операторов и отечественных производителей. В рамках данной группы проведены рабочие встречи и видеоконференции между техническими специалистами, проанализированы закупки всех недропользователей, после чего был определен список из 26 видов товаров продукции машиностроения для дальнейшей локализации, а также разработан план мероприятий по развитию нефтегазового машиностроения на 2019-2025 годы на общую сумму 58 млрд. тенге.

Изображение

– Сегодня в республике делается акцент на развитие сектора возобновляемых источников энергии. Каких достижений удалось достичь в этой области, что в ближайших планах?

– Возобновляемые источники энергии в течение последних лет позиционируются Казахстаном в качестве одного из векторов развития энергетического комплекса. По экспертным оценкам, потенциал ВИЭ в Казахстане весьма значителен.

К примеру, потенциал ветроэнергетики составляет порядка 920 млрд. кВт.ч/год, технически возможный к реализации гидропотенциал оценивается в 62 млрд. кВт.ч и потенциал солнечной энергии в южных районах страны достигает 2500 – 3000 солнечных часов в год.

Казахстан, как страна, нацеленная на вхождение в 30 развитых стран мира, приняла «Стратегию «Казахстан-2050», где главой государства поставлена задача по развитию альтернативных и возобновляемых видов энергии, приняты конкретные целевые индикаторы развития сектора ВИЭ. Так, определена доля ВИЭ в общем объеме производства электроэнергии к 2020 году – 3%, 2025 году – 6%, 2030 году – 10%, 2050 году на ВИЭ и альтернативные источники энергии должно приходиться не менее половины всего совокупного энергопотребления.

Системные меры государственной поддержки ВИЭ в Казахстане основываются на долгосрочной политике и реализуются посредством разработки и совершенствования нормативно-правовой базы.

Процесс реализации проектов ВИЭ возник в Казахстане благодаря принятию в 2009 году Закона «О поддержке использования ВИЭ» и ряда принятых нормативных правовых актов в его реализацию.

В целях успешного развития ВИЭ в Казахстане в июле 2013 года Закон «О поддержке использования возобновляемых источников энергии», с учетом лучших мировых практик и существующего положения в республике, был усовершенствован.

Переход на аукционный механизм позволил, с одной стороны, сделать прозрачным и понятным процесс отбора проектов и инвесторов, с другой стороны – сделать ставку на более эффективные технологии и проекты, позволяющие минимизировать влияние на тарифы у конечных потребителей от ввода мощностей ВИЭ, также четко определить ответственность участников рынка как при генерации, так и при передаче и потреблении.

Кроме того, аукционный механизм позволяет на основе рыночных механизмов и с учетом электрических сетей отобрать наилучшие с точки зрения экономических и технологических аспектов проекты по строительству электростанций ВИЭ.

В рамках принятого 11 июля 2017 года Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики» внесены изменения и дополнения в Закон РК «О поддержке использования возобновляемых источников энергии», в котором предусмотрен переход на аукционный механизм реализации проектов по использованию ВИЭ.

В реализацию вышеуказанного закона министерством проведена работа по утверждению подзаконных актов, предусматривающих порядок организации и проведения аукционных торгов, и внесению изменений и дополнений в сопутствующие нормативные правовые акты в области ВИЭ.

– Первые результаты уже есть?

– В мае-июне и октябре 2018 г. успешно проведены международные аукционные торги для проектов ВИЭ суммарной мощностью 1 ГВт. Аукционные торги были проведены через электронную торговую площадку АО «КОРЭМ», контроль за процессом проведения аукционных торгов был обеспечен наблюдательной комиссией, которая присутствовала на всех аукционных торгах. В состав наблюдателей вошли представители министерства, государственных органов, неправительственных организаций. Наблюдателями было подчеркнуто, что принятый механизм проведения аукционных торгов позволил обеспечить прозрачный и понятный отбор проектов ВИЭ без человеческого вмешательства.

В торгах приняли участие 113 компаний из 9 стран: Казахстан, Китай, Россия, Турция, Франция, Болгария, Италия, ОАЭ, Нидерланды. Участниками аукционных торгов на выставленные 1000 МВт было предложено заявок суммарной установленной мощностью 3422 МВт, что превысило спрос в 3,4 раза.

По итогам аукционных торгов 30 компаний из 6 стран имеют возможность подписать контракты с единым закупщиком электроэнергии ВИЭ на 15 лет на суммарную мощность 806 МВт.

Необходимо отметить, что произошло снижение тарифов на ветровые электрические станции (ВЭС) в среднем по заявкам участников аукциона на 10,6%, малые гидроэлектростанции (ГЭС) – на 14,5%, солнечные электрические станции (СЭС) – на 34,7%. При этом максимальное снижение тарифов по отдельным проектам составило для СЭС – 48%, ВЭС и ГЭС – 23%.

С целью информирования инвесторов в вопросах подготовки и согласования проектов ВИЭ разработан «Информационный справочник для инвестора».

На текущий момент в республике имеется 75 действующих объектов ВИЭ суммарной мощностью 683,6 МВ. Это перспективное направление для нашей энергетики.

http://energo.gov.kz

1.41K
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Продолжая использовать данный сайт, вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики конфиденциальности и даете свое полное согласие на сбор и обработку и распространение персональных данных и файлов cookies. Если вы не согласны с данными условиями вы обязаны покинуть сайт.