Сергей Бородулин: «Половина оборудования будет XXI века»

Сергей Бородулин участвует в федеральной программе модернизации мощностей (ДПМ) уже на втором предприятии. В 2012 году, когда его назначили главным инженером Красноярской ТЭЦ-3, там начали возводить энергоблок. Сейчас Сергей Викторович возглавляет ТЭЦ-1, где год назад развернулась Большая стройка СГК.

«Мне просто везет», — шутит руководитель, но в этих словах есть доля правды. Он, действительно, считает сложные задачи чуть ли не подарком судьбы для тех, кто хочет стать настоящим профессионалом.

Не путать с водонапорной башней

На Красноярской ТЭЦ-1 большая стройка стартовала раньше, чем на других предприятиях энергокомпании. Здесь три старых дымовых трубы заменили одной новой, 275-метровой. А вместо батарейных циклонных уловителей (БЦУ) начали устанавливать электрофильтры со способностью очищать уходящие газы от пылевых выбросов более чем на 99%.

У БЦУ, кстати, тоже довольно высокая эффективность — 95%. Причем в строй их ввели сравнительно недавно: в 2015 году. Кто-то может спросить, стоило ли ради увеличения КПД всего на 4% затевать еще одно дорогое и хлопотное мероприятие? Сергей Бородулин уверен, что да.

Сергей Бородулин
директор Красноярской ТЭЦ-1:

«Меняется как природное законодательство, так и требования людей к качеству воздуха. Красноярск находится в котловине, на берегах незамерзающего Енисея. В безветренную погоду над городом формируется инверсионный слой, через который не могут пробиться выбросы от транспорта, печей частных домов, низких труб промышленных предприятий. Повлиять на географическое положение мы не в силах. Но делаем все, чтобы свести к минимуму влияние станции на окружающую среду. Повышение КПД на 4% будет заметно даже визуально: дым из трубы будет выходить не серый, а светлый».

По словам Сергея Викторовича, они с коллегами сразу решили, что не будут останавливаться на батарейных циклонах. Но тесная компоновка станции не позволяла вместить громоздкие электрофильтры, каждый высотой с многоэтажный дом. В течение двух лет прорабатывали разные технические решения. Изучали опыт других предприятий, советовались с учеными. В конце концов, появились новые разработки, и родился экологический проект государственной важности, который одобрило руководство СГК.

Трубу, из которой дым улетает гораздо выше, чем раньше, ввели в эксплуатацию два года назад. О ее строительстве энергетики рассказывали в СМИ, на встречах с жителями. Перед началом работ на ТЭЦ-1 даже сыграл духовой оркестр — для вдохновения. Сергей Викторович такие творческие моменты приветствует. А еще считает, что надо держать горожан в курсе того, как продвигается проект.

Сергей Бородулин
директор Красноярской ТЭЦ-1:

«Когда новую трубу уже стало видно со всех сторон, не обошлось без курьезов. Одного нашего сотрудника знакомые спросили: «Что вы там за водонапорную башню строите?». Казалось бы, как такие вещи можно перепутать? Но то, что очевидно для энергетиков, не всегда понятно представителям других профессий, молодежи, пенсионерам. Поэтому надо разъяснять. К нам приезжают с проверками министры, депутаты, общественники. До пандемии мы проводили для всех желающих экскурсии. Приятно отчитываться перед людьми за конкретные действия, показывать, что у нас слова не расходятся с делом».

Сергей Бородулин констатирует: сегодня 5 из 14 запроектированных электрофильтров уже несут нагрузку. Испытания подтвердили, что КПД у них выше 99 процентов. Однако полного экологического эффекта — снижения выбросов в атмосферу на 25 процентов — удастся добиться только тогда, когда завершится весь комплекс преобразований.

Технические победы

Большая стройка СГК на Красноярской ТЭЦ-1 — это не только экологическая модернизация, но и обновление основных фондов.

Сергей Бородулин
директор Красноярской ТЭЦ-1:

«До конца следующего года мы введем в эксплуатацию два котла, которые будут сжигать меньше угля, выдавая прежнее количество гигакалорий, и тем самым тоже частично снижать влияние на атмосферу. Дальше на очереди замена двух турбин. К 2025 году 50 процентов нашего генерирующего оборудования должно стать современным, XXI века. Уже вряд ли кто-то будет говорить, что ТЭЦ-1 старая. У меня и сейчас ее так назвать язык не поворачивается. Правильное слово — «опытная».

У Сергея Викторовича на большой стройке особая ответственность. Контролирует все направления, проводит «летучки». Зачастую не в кабинете, а в гуще производства, которое ни на минуту не останавливается.

Техническое сопровождение проектов модернизации мощностей (ДПМ-2) ведет толковая и талантливая команда — разработчики документации, монтажники, строители. В работах задействованы как специалисты подрядных организаций, так и персонал ТЭЦ. В энергетике в принципе необходимо постоянно учиться. А крупные, меняющие жизнь станции проекты дают очень быстрый толчок к развитию. «Приходится вникать в тонкости, открывать для себя какие-то новые технические просторы, — признается наш герой. — Пришлось погрузиться в особенности проектирования и технологии строительства дымовых труб, изучить все вплоть до используемых материалов. Например, основание новой дымовой трубы у нас на 25 метров уходит под землю, и для него использовали тяжелый бетон. А для облицовки внутренней поверхности ствола, другой — легкий».

Самыми яркими моментами большой стройки для директора ТЭЦ-1 стал демонтаж труб советского образца. Первое сооружение высотой 105 метров ликвидировали в 2018 году. Разобрали до 45 метров вручную, оставшуюся часть снесли с помощью управляемого взрыва. Это была огромная техническая победа! Но нет предела совершенству. Вторую трубу специалисты-взрывники «положили» уже целиком, сэкономив массу времени. А вот третью, железобетонную, снова разбирали верхолазы с отбойными молотками.

https://sibgenco.online

Компания / объект:
Категории:
609
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Продолжая использовать данный сайт, вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики конфиденциальности и даете свое полное согласие на сбор и обработку и распространение персональных данных и файлов cookies. Если вы не согласны с данными условиями вы обязаны покинуть сайт.