Пермские ГТУ-2,5П: четверть века в Югре

25 лет назад, 24 марта 1993 года, АО «Авиадвигатель» (сегодня АО «ОДК-Авиадвигатель»), РАО «Газпром» (ПАО «Газпром») и ГП «Тюментрансгаз» (ООО «Газпром трансгаз Югорск») заключили договор о создании и экспериментальной отработке газотурбинной установки ГТУ-2,5П для передвижной электростанции ПАЭС-2500. Об особенностях эксплуатации газотурбинных установок мощностью 2,5 МВт нам рассказал главный энергетик ООО «Газпром трансгаз Югорск» Марат Кияшко.

— Марат Александрович, с чего началось сотрудничество пермских двигателестроителей и югорских газовиков?

— Старт сотрудничеству был дан в мае 1992 года в Москве: тогда на совещании энергетиков дочерних обществ ОАО «Газпром» был поднят вопрос об аварийном состоянии электроснабжения. Речь шла о работоспособности электростанций ПАЭС-2500 с приводом АИ-20ДКЭ. Поскольку эти машины полностью изготавливались предприятиями Украины, получившей в то время статус государства, уже тогда появились проблемы с таможенными платежами, задержками в поставке комплектующих, техническом обслуживании запорожских электростанций в ООО «Тюментрансгаз». Все это мешало нашей компании выполнять свою главную задачу — непрерывно и безаварийно обеспечивать электроэнергией потребителей компрессорных станций и объектов социального назначения.

На совещании представители пермского КБ предложили руководству нашего предприятия создать привод для модернизации ПАЭС-2500 и ЭГ-2500 на базе пермского авиационного двигателя в кратчайший срок и с необходимым качеством. В 1993 году ОАО «Газпром», ООО «Тюментрансгаз» и АО «Авиадвигатель» заключили договор, в соответствии с которым и создавалась газотурбинная установка.

В ходе исследований различных вариантов авиационных газотурбинных двигателей, созданных в Перми, в качестве базового двигателя для привода генератора передвижных электростанций был выбран Д-30 третьей серии, получивший наименование Д-30ЭУ-1, а газотурбинная установка, созданная на его основе, — ГТУ-2,5П.

За один год специалисты «Авиадвигателя» спроектировали, изготовили и испытали один из первых в практике КБ продукт для предприятий ТЭК. ГТУ-2,5П в составе ПАЭС-2500 успешно прошла межведомственные испытания. Электростанция безупречно реагировала на режимы короткого замыкания, холостого хода, поддерживала стабильные параметры тока в динамических режимах. Комиссия под председательством заместителя генерального директора ООО «Тюментрансгаз» Анатолия Штро приняла эту машину с оценкой «отлично». Модернизированная газотурбинная электростанция ПАЭС-2500 на базе ГТУ-2,5П получила название ПАЭС-2500М, и в 1994 году первые пермские электростанции были запущены в эксплуатацию в поселке Игрим Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа.

Газотурбинные установки стали применяться в составе электростанций ПАЭС-2500М, а в дальнейшем и в составе блочно-модульных газотурбинных электростанций «Урал-2500», которые успешно работают на объектах ООО «Газпром трансгаз Югорск» с 2005 г.

— В настоящее время Ваша компания — крупнейшее газотранспортное предприятие «Газпрома». Какова роль малой газотурбинной энергетики в работе компрессорных станций ООО «Газпром трансгаз Югорск»?

— Бесперебойное функционирование газотранспортной системы невозможно без надежного электроснабжения потребителей компрессорных станций и линейной части. Электроснабжение компрессорных станций и социально значимых объектов филиалов Общества осуществляется от двух независимых источников: региональных энергосистем и электростанций собственных нужд. По итогам 2017 года, доля выработки электроэнергии электростанций собственных нужд в общем объеме электропотребления Общества составила более 50%.

— Вы довольны работой оборудования разработки пермского КБ?

— Судите сами: на сегодняшний день на 18 объектах нашей компании эксплуатируются 78 электростанций ПАЭС-2500М, ЭГ-2500М и блочно-модульных ГТЭС «Урал-2500» на базе ГТУ-2,5П. Их суммарная наработка с начала эксплуатации составляет более 2,5 млн часов, за 2017 год — более 250 тысяч часов. Наработка «лидерных» ГТУ (в составе ПАЭС № 3 Октябрьского ЛПУМГ и ПАЭС № 1 Правохеттинского ЛПУМГ) превысила 65 тысяч часов.

На наш взгляд, многолетний опыт работы эксплуатации газотурбинных электростанций, созданных специалистами пермского КБ, — наглядное свидетельство того, что основные задачи по повышению надежности действующего парка электростанций ООО «Газпром трансгаз Югорск» успешно выполняются. Передвижные газотурбинные электростанции ПАЭС-2500М и ЭГ-2500М, блочно-модульные ГТЭС серии «Урал» обладают уникальными характеристиками, необходимыми для работы как в штатных, так и в аварийных динамических режимах — при отключении номинальной нагрузки работающей электростанции обеспечивается выход на холостой ход ГТД благодаря реализованному в системе управления двигателем алгоритму «встречного запуска». Автоматизированная система управления обеспечивает дистанционное и автоматическое управление всеми технологическими процессами, включая запуск и останов двигателя.
Необходимо отметить, что мы имеем опыт эксплуатации газопоршневых электростанций единичной мощностью 2 МВт западного производства. Сравнивая показатели их эксплуатации с электростанциями, созданными в Перми, стоит отметить превосходство отечественного оборудования — по приемистости западные аналоги уступают пермским Д-30ЭУ-1. При изменении нагрузки скорость изменения мощности газотурбинных и газопоршневых двигателей становится сопоставимой только при снижении топливной эффективности последних.

Мы считаем, что устойчивый спрос на электростанции собственных нужд является хорошим стимулом для создания энергетической ГТУ единичной мощностью до 2,5МВт с высокими показателями топливной эффективности.

— Что Вы ждете от пермского КБ в ближайшем будущем?

— Сегодня периодические формы технического обслуживания ГТУ-2,5П проводятся каждые полторы тысячи часов. Мы же считаем, что пермские газовые турбины настолько надежны в эксплуатации, что разработчик может увеличить регламент ТО минимум до трех тысяч.

В пользу этого решения говорит и то, что Д-30ЭУ-1, ставший приводом электростанций ПАЭС-2500М, ЭГ-2500М, ГТЭС «Урал-2500», создан на базе газогенератора двигателя Д-30, который устанавливался на самолетах Ту-134 — самых надежных магистральных лайнеров оте-чественного авиапрома. Безусловно, такое решение должно быть взвешенным, и на начальном этапе увеличение регламента должно проводиться под особым контролем специалистов «ОДК-Авиадвигатель».

Снизить стоимость жизненного цикла ГТУ и еще больше повысить показатели безопасности и надежности газотурбинного энергетического оборудования, созданного в Перми, на наш взгляд, позволит разработка методики параметрического анализа техсостояния ГТУ, включающая в себя вибромониторинг оборудования и трибологический контроль свойств масла и др. Подобная система позволит оперативно отслеживать снижение основных показателей эффективности узлов двигателя (КПД ГТУ и компрессора ГТД, Ктс ГТУ по мощности и Ктс ГТУ по расходу топливного газа) и в режиме он-лайн передавать информацию одновременно разработчику и эксплуатанту.

Беседовали Сергей МИШЕНИН и Виктор ОСИПОВ

http://www.avid.ru

1.37K
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Продолжая использовать данный сайт, вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики конфиденциальности и даете свое полное согласие на сбор и обработку и распространение персональных данных и файлов cookies. Если вы не согласны с данными условиями вы обязаны покинуть сайт.