Дорожная карта газификации нуждается в обновлении: в ГД обсудили экономическое обоснование, ценообразование, финансирование проекта

Дорожная карта газификации нуждается в обновлении: в ГД обсудили экономическое обоснование, ценообразование, финансирование проекта

На прошлой неделе состоялось очередное заседание рабочей группы по развитию системы газоснабжения субъектов РФ комитета Государственной Думы по энергетике. В рамках мероприятия члены думского комитета обсуждали возможные механизмы обновления текущей стратегии по газификации регионов. Дорожная карта уже утверждена, активно реализуется, но сам подход к осуществлению описанных в ней мероприятий требует значительного пересмотра в силу ряда экономических факторов.

Ключевым вопросом газификации, на сегодняшний день, является необходимость распределения дополнительных эксплуатационных издержек, амортизации и налоговых отчислений, связанных с расширением газотранспортных сетей. Согласно утверждённой ранее дорожной карте, на процесс подведения газораспределителных сетей до конечного абонента будет потрачено порядка 2трлн рублей, которые равномерно лягут на федеральный бюджет и единого оператора газификации регионов – «ГАЗПРОМ». Финансовый вопрос находит свое отражение в необходимости просчета дополнительных издержек, возникающих при создании дополнительных мощностей.

«ГАЗПРОМ», в силу нестабильной ситуации на международном рынке и низких экспортных цен, не в состоянии переложить все дополнительные издержки на свою инвестиционную базу. В таком случае, доплачивать придется либо промышленникам, которые в эпоху постпандемии, с большим трудом выходят из «финансового пике», либо рядовым абонентам. Скорее всего, при отсутствии должного регулирования, плавающие тарифы «ГАЗПРОМА» поплывут вверх, и дополнительные издержки буду включены в них в порядке планового повышения цены на газ.

«Ключевой проблемой существующей дорожной карты является неопределенность с работами по подведению газопроводной сети от ГРС до границы участка абонента. Полагаю, наличие единого исполнителя-монополиста провоцирует высокую степень бюрократизации процесса подключения новых абонентов. Ускорить процесс газификации позволит переход на конкурентный формат производства работ: проектирования и строительства газопроводов «последней мили». Такой шаг позволит не только избежать чрезмерных «простоев» в работе, но и, фактически, решит вопрос с разделением финансовой ответственности: ГРО берет на себя издержки «магистральной» части, а региональные власти, бизнес и другие заинтересованные стороны финансово обеспечивают развитие распределительных сетей. Такой формат уже не раз показывал свою актуальность и экономическую целесообразность. Попытка перехода к единому оператору, ответственному за работу со всеми абонентами, выглядит крайне неоднозначно», — поделился комментарием Даниил Яблоков, генеральный директор инжиниринговой компании «Энергия Плюс».

Вторым важным вопросом, затронутым на заседании комиссии, стала необходимость экономического обоснования газификации отдаленных труднодоступных районов через механизм СУГ- и СПГ-заводов. Стоимость газа, доставляемого абонентам таким образом, превышает его трубопроводный аналог в 3-4 раза. В конечном счете, издержки падают на конечного потребителя. Необходимо рассмотреть возможность и экономическую целесообразность субсидирования газового топлива для населения и промышленников. Возможно, на сегодняшнем этапе развития энергетической инфраструктуры многие регионы страны еще не готовы к переходу на СПГ и СУГ. В первую очередь, отталкиваясь от финансово-экономического фактора.

«Возможности СПГ-индустрии в условиях высокой дисперсности населения России выглядят более актуально по сравнению с трубопроводным газом. Сегодня, технология сжижения газа шагнула далеко вперед, себестоимость топлива значительно снизилась. Не вижу никаких препятствий для дальнейшего развития СУГ и СПГ, понижения его стоимости для конечного потребителя. Полагаю, механизм субсидирования, действительно, может помочь «разогнать» индустрию сжиженного газа, придать ее развитию достаточный импульс для дальнейшего развития», — добавил Даниил Яблоков.

Поэтому необходимо рассматривать технологически, экономически и экологически обоснованном энергообеспечении каждого региона, каждого населенного пункта в комплексе. Начинать нужно с отраслевых и региональных топливно-энергетических балансов, с разработки экономической модели газификации, учитывающей все параметры и ценовые последствия. Только тогда достижение целевых показателей газификации будет действительно означать новое качество жизни.

ООО «Энергия Плюс» — инжиниринговая компания, оказывающая профессиональные услуги по инженерному обеспечению зданий и сооружений. Приоритетными направлениями деятельности фирмы являются проектирование магистральных газопроводов, систем газопотребления, инженерное сопровождение строительства объектов малой энергетики.

энергияплюс.рф

info@energy-plus.biz 

+7 (495) 790-76-97

10:51
123
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Этот сайт использует cookies. Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных с использованием интернет-сервиса Google Analytics и Yandex Metrica. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.