Тарифное регулирование серьезно обновилось

Тарифное регулирование серьезно обновилось

Впервые за несколько лет Правительство РФ документально и детально определило основные направления совершенствования тарифного регулирования сразу в нескольких сферах.

Так прокомментировал специально для ЭПР начальник управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев Концепцию внедрения механизмов тарифообразования для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, на долгосрочный период, подготовленную ФАС России и утвержденную 29 июня 2021 года первым Зампредом Правительства Российской Федерации Андреем Белоусовым. Полный текст документа: fas.gov.ru/documents/687828.

«Основной целью Концепции является определение единых механизмов и принципов развития системы тарифного регулирования, основанных на долгосрочном планировании, защите интересов потребителей и обеспечении надежного функционирования инфраструктурного сектора», — рассказал Дмитрий Васильев.

По его словам, в тексте Концепции описаны текущие проблемы регулирования, такие как сохраняющиеся неравномерность и разбалансировка в регулируемых сферах деятельности, создающие серьезные противоречия между регулирующими органами, регулируемыми организациями и потребителями.

«В целом отмечу противоречивое, непоследовательное и разрозненное тарифное регулирование в различных отраслях, а также то, что существующие дисбалансы носят как объективный характер, так и субъективный, связанный с принятыми исключениями в отношении ряда регулируемых организаций и отраслей», — сказал эксперт.

В документе особое внимание уделено конкретным вопросам, требующих решения, а именно, наличие перекрестного субсидирования; отсутствие реальной долгосрочности цен (тарифов); устойчиво высокая дифференциация операционных расходов и цен (тарифов) регулируемых организаций; низкая платежная дисциплина потребителей; невыполнение мероприятий инвестиционных программ.

Согласно Концепции основой законодательной базы долгосрочного тарифного регулирования должен стать единый системообразующий нормативный правовой акт, регулирующий отношения в сфере государственного регулирования цен (тарифов), — Единый тарифный закон.

Единый тарифный закон будет определять общие для всех сфер принципы тарифного регулирования, единый понятийный аппарат и методологию регулирования, состав (структуру), функции и полномочия органов тарифного регулирования на федеральном и региональном уровнях, порядок формирования и принятия тарифных решений и контроля их выполнения (с учетом создания Единой тарифной платформы), порядок досудебного рассмотрения споров и разногласийпо вопросам тарифного регулирования, права и ответственность регулируемых компаний и потребителей при формировании тарифов и их применение в ходе экономической деятельности.

На основе указанного Единого тарифного закона будут внесены соответствующие изменения в отраслевые федеральные законы, акты Правительства Российской Федерации в области основ ценообразования, правил регулирования, рассмотрения споров и разногласий, в методики формирования тарифов, утверждаемые ведомственными актами ФАС России, других федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их полномочиями.

К новым принципам долгосрочного тарифного регулирования и улучшения инвестиционного климата, указанных в Концепции, можно отнести установление цен (тарифов) с применением «эталонного» метода, обеспечение стабильных прогнозируемых темпов изменения цен (тарифов) в долгосрочной перспективе, а также прекращения, в том числе поэтапного, либо минимизации объемов перекрестного субсидирования при установлении регулируемых цен (тарифов) в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации, с учетом отраслевых особенностей.

Как отметил Дмитрий Васильев, Концепция неоднократно упоминает проблему перекрестного субсидирования и необходимость её решения, так только в этом случае можно обеспечить сбалансированность и экономическую обоснованность тарифов.

Документ вводит понятие «целевой модели» долгосрочного тарифного регулирования, базирующейся на регуляторном стимулировании оптимизации операционных издержек и повышении внутренней эффективности регулируемых организаций, в первую очередь за счет привлечения инвестиций в обновление и модернизацию инфраструктуры

и соответствующего улучшения технико-экономического состояния производственных мощностей.

Дмитрий Васильев также выделил некоторые параметры «целевой модели» и подходы, которые будут использоваться при ее внедрении. Это, в частности:

— запрет пересмотра и корректировки цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования (с учетом закрытого перечня оснований и корректировки в последующих периодах);

— сохранение в распоряжении регулируемых организаций всей дополнительной прибыли (экономии);

— установление целевых параметров роста операционной

и инвестиционной эффективности (в том числе, темпа сокращения операционных расходов, уменьшения износа, доли ветхих сетей), а также утверждение плановых показателей надежности, качества и энергетической эффективности с положительной динамикой в долгосрочной перспективе;

— совершенствование законодательства, регламентирующего порядок передачи прав на объекты государственного и муниципального имущества в целях устранения барьеров, препятствующих входу на соответствующий товарный рынок;

— создание Единой тарифной платформы иобеспечение доступа к данным о деятельности регулируемых организаций и др.

«Единая тарифная платформа должна обеспечить электронное взаимодействия между регулируемыми организациями различных сфер экономики, потребителями, в том числе, населением, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, что позволит сократить времяи оптимизировать процессы принятия тарифных решений», — говорит Дмитрий Васильев .

Фактически Единая тарифная платформа должна содержать в себе комплекс ключевых сервисов как для органов регулирования, так и для граждан и организаций.

Предполагается создать единую базу коммунальной и энергетической инфраструктуры, имеющую графический интерфейс в виде интерактивной карты, синхронизировать сведения, размещенные в государственных информационных системах, и обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие, в том числе посредством интеграции данных и проверки информации.

Среди инструментов регулирования Концепция обращает внимание на перспективность развития регуляторных контрактов во всех сферах государственного регулирования. Введение института регуляторных контрактов позволит гарантировать регулируемым организациям неизменность установленных долгосрочных цен (тарифов), необходимых для реализации производственных и инвестиционных программ, а также обязательство таких организаций выполнять принятые на себя обязательства по их исполнению.

В числе методов регулирования Концепция выделяет метод сравнения аналогов и уделяет в будущем данному методу особую роль, описывая более детально алгоритмы расчета значений, получаемых с его помощью.

«Так, в рамках метода сравнения аналогов с использованием эталонных значений расходов (затрат) экономическая обоснованность включаемых в тарифы операционных расходов регулируемых организаций, осуществляющих аналогичный вид деятельности в сопоставимых условиях (в однородных группах), обеспечивается на основе проведения сравнительного анализа базового уровня операционных расходов всех организаций в рамках однородной группы и определения эталонного уровня операционных расходов для группы или для каждой организации», — подчеркнул Дмитрий Васильев.

Он также добавил, что Концепция предполагает четыре этапа реализации.

На первом этапе Правительством Российской Федерации утверждается детальная дорожная карта по изменению законодательства, на втором этапе данные изменения реализуются, на третьем этапе запускается пилотная версия целевой модели, а на четвертом осуществляется корректировка и донастройка целевой модели, включая установление плановых значений показателей операционной и инвестиционной эффективности регулируемых организаций на долгосрочный период регулирования.

«Концепция задает важный вектор развития тарифного регулирования, обозначает проблемы и пути их решения, определяет ключевые точки и элементы будущей системы. Концепция выстраивает причинно-следственные связи и объясняет в каком направлении и почему следует двигаться.2021 год – год первого этапа, год формирования дорожной карты и планов по синхронизации тарифного регулирования в нормативной правовой плоскости.Вместе с тем в некоторых сферах темпы внедрения и развития изложенных в Концепции инициатив более высоки, что будет означать опережающий переход на новое регулирование в ряде отраслей», — прокомментировал Дмитрий Васильев.

Источник: eprussia.ru

21:55
1060
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Этот сайт использует cookies. Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных с использованием интернет-сервиса Google Analytics и Yandex Metrica. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.