Газификация регионов России: перспективы расширения газотранспортной сети с использованием альтернативных способов доставки природного газа

Газификация регионов России: перспективы расширения газотранспортной сети с использованием альтернативных способов доставки природного газа

Рыночная и политическая конъюнктура, сложившиеся в системах различного уровня – от наднационального до муниципального – оказали ощутимое влияние на топливно-энергетический сектор. В частности, Российская Федерация, оказавшись в ситуации значительно возросшей потребности абонентов в доступной энергии, сконцентрировалась на дальнейшем развитии внутреннего рынка газопотребления. Одним из ключевых направлений стратегического плана по стабилизации энергетического баланса страны является газификации регионов.

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 30 апреля 2021г. №1152-р о социальной догазификации, стратегемам, озвученным Владимиром Путиным, и Энергетической стратегия Российской Федерации на период до 2035 года, природный газ является основным гарантом энергетической безопасности России. В разрезе данной риторики поставлен амбициозный целевой показатель – 83% технически возможной газификации к 2030 году.

Процесс газификации включает в себя, в интерпретации регулятора и ключевых стейкхолдеров: трубопроводный газ, КПГ (компримированный природный газ), СПГ (сжиженный природный газ), СУГ (сжиженные пропан и бутан).

«Рассматривая вопрос расширения внутреннего рынка газопотребления, нельзя обойти стороной и альтернативные трубопроводному варианты природного газа. География России такова, что далеко не к каждому населенному пункту можно подвести газовую трубу, это обусловлено высокой дисперсностью населения и экономической компонентой: проложить межпоселковый газопровод – дорого, газопровод-отвод с ГРС – еще дороже, а магистральную ветвь – практически невозможно в большинстве случаев с точки зрения технико-экономического обоснования инвестпроекта. В случаях, когда газопровод не может быть проложен, необходимо использовать СПГ, СУГ и КПГ. Но, следует отметить, альтернативные каналы поставки газа требуют доработки как с точки зрения технической регламентации, инфраструктуры, норм господдержки, так и в части ценообразования, поскольку трубопроводный газ, по примерным подсчетам, в 4 раза дешевле для потребителя», — отметил Даниил Яблоков, генеральный директор инжиниринговой компании «Энергия Плюс», член экспертного совета при Российском газовом обществе.

На полях Петербургского международного экономического форума глава ПАО «ГАЗПРОМ» Алексей Миллер провел ряд встреч с главами регионов (Иркутская, Владимирская, Тамбовская, Новгородская, Новосибирская, Орловская, Ростовская области, Пермский край), в ходе которых были подписаны дополнения к программам газоснабжения и газификации до 2025 года. Примечательно, что в обновленных документах совсем не уделяется внимание альтернативным вариантам доставки газового топлива абонентам. Единый оператор нацелен на «традиционный» вариант – трубопроводный газ, условия и нормативная база для строительства и эксплуатации которого наработаны десятилетиями активного развития индустрии.

Также развитие отрасли сжиженных и сжатых газов не выглядит для крупнейшего газового монополиста целесообразным разным причинам. Например, СУГ, являясь перспективным вариантом для газификации таких регионов как Бурятия, Тыва, Хакасия, Забайкальский край, Красноярский край, Амурская область, Мурманская область, Еврейская автономная область, в значительной мере зависит от объемов добычи нефти, поскольку является побочным продуктом нефте- и газопереработки, что ставит зарождающуюся индустрию в жесткую зависимость от смежных отраслей.

СПГ, в свою очередь, выглядит с точки зрения экономической целесообразности более эффективным вариантом для газификации регионов, в особенности для таких субъектов федерации как Камчатский, Приморский, Хабаровский края и Республика Саха (Якутия).

«Сегодня в России вопрос развития промышленного сектора крайне актуален: импортозамещение является одним из ключевых оснований для обеспечения экономической безопасности нашей страны. Промышленность, помимо технологий и кадров, остро нуждается в доступной энергии. Достойной альтернативы природному газу сегодня нет, следовательно – необходимо проработать все возможные варианты доставки газового топлива не только до частных домовладений, но и до объектов промышленного назначения. Малотоннажные заводы СПГ, к примеру, отличный вариант, но, следует отметить – развитие трубопроводных сетей, повышение пропускной способности ГРС, создание условий для беспрепятственного подключения промышленных объектов к газовым сетям – важнейший элемент эффективной политики в области укрепления энергетического потенциала России. Важный аспект, который часто выходит из фокуса внимания единого оператора газификации и регулятора – необходимость привлечения представителей МСП к реализации амбициозных планов по расширению газотранспортных сетей. Этот вопрос следует подвергнуть доработке. Инициатива по быстрому и масштабному развитию региональных газовых сетей, в том числе – с привлечением субъектов малого и среднего бизнеса, безусловно, хорошо скажется на топливно-энергетическом балансе государства. Но, несмотря на все попытки регулятора сделать догазификацию привлекательной для участников рынка проектных и строительных работ, ряд вопросов остается нерешенным. «Ахиллесовой пятой» данной инициативы является вопрос финансирования и ценообразования. Да, количество проектов сегодня велико, но их цена оставляет желать лучшего. Отрасль как будто застряла в нулевых годах: единичные расценки на работы не растут, а в некоторых случаях – понижаются. И это с учетом кадрового дефицита, роста цен на стройматериалы, «скрытых» налогов на аттестации, аккредитации, банковские гарантии, тендерные площадки, лицензионное программное обеспечение (ПО), обновление ПО, наличие допуска СРО, а также несовершенства законодательства и административных барьеров. Субъекты МСП, может, и рады принять самое активное участие в реализации программ догазификации российских регионов, но в убыток себе работать никто не готов. Это закон рынка, нарушение которого приравнивается к экономическому суициду, что, однозначно, не входит в перечень задач, поставленных регулятором перед индустрией», — добавил эксперт.

Регион:
1.22K
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Продолжая использовать данный сайт, вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики конфиденциальности и даете свое полное согласие на сбор и обработку и распространение персональных данных и файлов cookies. Если вы не согласны с данными условиями вы обязаны покинуть сайт.