Низкоуглеродное развитие РФ через призму природного газа

Текущие тренды в мировой экономике и политике оказывают значительное влияние на состояние глобального энергетического рынка. Ключевым вопросом повестки дня сегодня является радикальное снижение выбросов парниковых газов в атмосферу, уменьшение антропогенного фактора, переход крупнейших мировых экономик на низкоуглеродный вектор развития. Место российских компаний-экспортеров на практически заново формирующемся энергетическом рынке будет зависеть, согласно мнению отраслевых экспертов, от того, насколько быстро и эффективно отечественный ТЭК адаптируется к обновленным требованиям в области экологии, как быстро сформируется релевантная нормативная база, институциональный контур. Именно ТЭК, в первую очередь – через увеличение глубины переработки природного газа, введение в эксплуатацию высокотехнологичных мощностей возобновляемой энергетики и повышение энергоэффективности, должен стать главным акселератором декарбонизации российской экономики.

На фоне создания трансграничной системы углеродного регулирования, инициированного западными странами и, в частности – Евросоюзом, в Правительстве РФ продолжается разработка и обсуждение Стратегии низкоуглеродного развития российской экономики. К работе над проектом привлечены Минэкономразвития, Минэнерго, Минприроды, Минпромторг. Проект стратегии подразумевает горизонт планирования до 2050 года. Стратегия, согласно информации из общедоступных источников, будет рассматривать два варианта развития событий — целевой (интенсивный) и инерционный. В первом случае предполагается рост выбросов до 2030 года лишь на 0,6% и их снижение на 79% от нынешнего уровня к 2050 году, достижение углеродной нейтральности РФ к 2060 году; во втором — выбросы вырастут на 8% к 2030 году и на 25% к 2050 году.

«Рынок диктует жесткие требования к компаниям, которые хотят выступать экспортерами продукции на крупнейшие мировые рынки. В первую очередь – на рынок ЕС. За 2020 год объем российской продукции, реализованной в Европе в долларовом исчислении составил 192,4 млрд. или 38,5% всего внешнеторгового оборота. Поэтому следует создать все условия для перехода российского промышленного комплекса на более экологичные технологии производства, в первую очередь это касается энергетического комплекса. Введение сертификатов происхождения энергии, системы учета выбросов парниковых газов и рынка углеродных квот, несомненно, придаст процессу декарбонизации институциональные рамки, но также важны и технологические решения. Говорить о полноценном вытеснении традиционных для России энергоносителей не приходится, на это влияют и ненадежность ВИЭ, и дороговизна, и слабое развитие технологий. А вот более пристальное внимание со стороны регулятора и промышленного сектора к использованию природного газа может придать значительный импульс дальнейшей трансформации российской экономики, перехода на низкоуглеродный формат», — отметил Даниил Яблоков, генеральный директор инжиниринговой компании «Энергия Плюс», член экспертного совета при Российском газовом обществе.

Стратегия безуглеродной экономики рассматривается в разрезе энергетической Стратегии. Углеродной нейтральности к 2060 году планируется достичь, в случае реализации второго сценария, за счет таких мер снижения выбросов, как углеродное ценообразование, развитие зеленого финансирования, поддержка распространения сертификатов происхождения энергии и развитие системы публичной нефинансовой отчетности.

«Социальная экономически целесообразная газификация открывает для промышленности широкий простор, в том числе – в разрезе снижения выбросов углекислого газа в атмосферу. Даже банальный перевод котельной с угля, мазута или дизеля на природный газ позволяет значительно улучшить экологические показатели. К примеру, при сжигании тонны угля выделяется 2,29 тонны СО2, тонны мазута – 3,16, тонны дизеля – 3,12, а при сжигании тысячи кубометров природного газа выделится всего 1,88 тонны углекислого газа. Кроме того, природный газ уже в ближайшей перспективе может стать основным источником водорода, в том числе – экспортного. А водород, в свою очередь, является одним из самых перспективных энергоносителей: как первичных, так и вторичных. Использование природного газа в теплоэнергетике и распределенной генерации, сам по себе, уже значительно уменьшит влияние антропогенного фактора на природные экосистемы. С перспективой дальнейшего развития индустрии в сторону современных технологий в области энергетики», — добавил эксперт.

944
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Продолжая использовать данный сайт, вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики конфиденциальности и даете свое полное согласие на сбор и обработку и распространение персональных данных и файлов cookies. Если вы не согласны с данными условиями вы обязаны покинуть сайт.