Ученые очистят Арктику от микропластика

Почти 1,5 млн руб., из которых около 500 тыс. руб. — это грант и 914 тыс. руб. — софинансирование, получат российские ученые на исследование на предмет загрязнения микропластиком бухты южного побережья Баренцева моря. Как следует из описания проекта, опубликованного на сайте Фонда президентских грантов, он выдаст ученым деньги на проведение в середине июля серии выездов на специально оборудованном судне в открытые труднодоступные бухты его южного побережья. В описании проекта сказано, что миссией экспедиционного экологического проекта «СевМорСубботник» являются поиск и тестирование решений по очистке побережья Баренцева моря от пластика. По итогам экспедиции ученые и волонтеры составят карту с нанесением концентрации пластикового мусора от Кильдинской салмы до поселка Дальние Зеленцы.

Микропластиком считаются частицы размером не более 5 мм. Из-за отсутствия в мире и в России нужного количества мощностей по его переработке, он попадает на полигоны или в воду и не разлагается годами. Доказано, что микропластик стал частью пищевой цепочки, поскольку его едят птицы и рыбы, которых, в свою очередь, едят люди. Согласно исследованию, токсичные вещества пластика могут быть опасны для человеческого организма. «В целом мы вынуждены констатировать, что проблема пластикового загрязнения береговой линии Баренцева моря крайне выражена, что особенно печально в силу высокой промысловой ценности и богатого видового разнообразия акватории. Максимальные показатели — до 2–7 т на километр. В том числе есть материалы с токсикологическими эффектами (полиуретан) и крупные фракции (сети, канаты), в которых могут запутываться рыбы, морские животные и птицы — существует риск «фантомного промысла»», — говорит руководитель научной экспедиции, инженер-исследователь биофака Олеся Ильина.

Вести исследования в течение экспедиции будут в общей сложности 35 человек, 15 из которых – ученые из разных научных институтов Москвы, Иркутска и Новосибирска. Впервые на мурманском побережье планируется очистить от микропластика и береговую линию, и дно Баренцева моря, чтобы проверить концентрацию микропластика в морских донных отложениях. Ученые говорят, что собранные отходы рассортируют и большие пластиковые фракции передадут на переработку. Анализ полученных данных проведут в рамках сотрудничества со специалистами Биологического факультета МГУ и Института Океанологии РАН им. П.П. Ширшова.

Отметим, что эта научная экспедиция у этой команды не первая. Три года назад те же ученые в сотрудничестве со специалистами Биологического факультета МГУ и при поддержке Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского государственного университета «Будущее планеты и глобальные изменения окружающей среды» исследовала концентрацию пластикового мусора и анализировала перспективы переработки берегового мусора на озере Байкал и на акваториях Белого и Баренцева морей.

В течение предстоящей научной экспедиции ученые проведут серию выездов на специально оборудованном судне в открытые труднодоступные бухты южного побережья Баренцева моря, подверженные значительному загрязнению. В прибрежной зоне будут собраны и вывезены пластиковые отходы с береговой линии. Собирать пластиковый мусор ученые будут вместе с двадцатью волонтерами из Мурманска, которые будут приезжать на проект сменами. В частности, планируется очистить побережье от пластикового мусора в районе мыса Абрам-мыс. Планируется очистить от микропластика не менее пяти бухт на Баренцевом море. Результаты научной работы ученые оформят в виде буклетов с рекомендациями по проведению береговых волонтерских акций и по обращению с ТКО в прибрежной зоне.

Фото: news1.ru

Регион:
Категории:
360
Нет комментариев. Ваш будет первым!