Пояснительная записка к проекту Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об изменении цен на топливно-энергетические ресурсы»

Как известно, в республике из года в год растет спрос на топливно-энергетические ресурсы. В частности, за последние пять лет объем электроэнергии, поставляемой населению, увеличился с 11 млрд. кВт. ч до 16 млрд. кВт. ч (в 1,5 раза), а объем природного газа – с 10 млрд. м3 до 13 млрд. м3 (в 1,3 раза).

Для справки. 18 мая текущего года Министерствами финансов, экономического развития и сокращения бедности и энергетики в средствах массовой информации совместно опубликована подробная информация о необходимости проводимых реформ по вопросам реформирования энергетического сектора.

В связи с перебоями в энергоснабжении (в 2021 году не было поставлено 2-3 млрд кВт. ч электроэнергии по сравнению с фактическим спросом), низким качеством оказываемых услуг, неустойчивым финансовым положением предприятий отрасли, для обеспечения возникающего дополнительного спроса на энергоресурсы необходимо создание новых производственных мощностей, требуется поэтапное реформирование рынка энергоресурсов для широкого привлечения частных инвестиций.

Исходя из этого, Министерствами финансов, экономического развития и сокращения бедности и энергетики разработан проект постановления Кабинета Министров «Об изменении цен на топливно-энергетические ресурсы».

При разработке проекта постановления в качестве основного критерия была взята, прежде всего, социальная защита малообеспеченного слоя населения. Исходя из международного опыта, в целях повышения эффективности социальной защиты в интересах малообеспеченных и низкодоходных слоев населения устанавливается внедрение системы «социальная норма» по всей республике.

Для справки. Всего в республике насчитывается 7,3 млн. абонентов потребляющих электроэнергию из которых 80% потребляют в среднем до 200 кВт. ч электроэнергии в месяц. Однако на долю этих домохозяйств приходится всего 31 процент (5,7 млрд. кВт. ч) от общего объема потребляемой населением электроэнергии.

Также имеется 4 млн. абонентов, которые потребляют природный газ. 85% этих домохозяйств, то есть 3,4 млн. абонентов потребляют в среднем до 500 м3 природного газа в месяц. Однако на их долю приходится всего 35% (4,5 млрд м3) от общего потребления населения.

Поскольку вышеуказанные показатели представляют собой среднемесячный уровень потребления энергоресурсов в течение года, проведено выборочное исследование абонентов Ташкентской и Наманганской областей, а также города Ташкента с целью определения точных размеров среднемесячного потребления.

К примеру, по результатам исследования, в этих регионах в неотопительный период 86 процентов абонентов проживающих в старых многоквартирных домах, 65 процентов в многоквартирных новостройках и 57 процентов в частных домах на земле (дворах) потребляли в среднем до 250 кВт. ч электроэнергии в месяц.

В отопительный период 78 процентов абонентов проживающих в старых многоквартирных домах, 77 процентов в многоквартирных новостройках и 44 процента в частных домах на земле (дворах) потребляли в среднем до 250 кВт. ч электроэнергии в месяц.

Кроме того, в вышеуказанных регионах в неотопительный период все абоненты проживающие в старых многоквартирных домах, 99 процентов в многоквартирных новостройках и 86 процентов в частных домах на земле (дворах) потребляли в среднем до 200 м3 природного газа в месяц.

В отопительный период все абоненты проживающие в старых многоквартирных домах, 93 процента в многоквартирных новостройках и 64 процента в частных домах на земле (дворах) потребляли в среднем до 700 м3 природного газа в месяц.

Исходя из этого, размер социальной нормы по потреблению электроэнергии устанавливается в размере до 250 кВт. ч, что касается природного газа, то оно устанавливается в количестве до 200 м3 в период апрель-сентябрь месяцы и до 700 м3 в период октябрь-март месяцы в зависимости от сезона.

Данным проектом постановления с 1 июля 2022 года:

По электроэнергии:

а) потребление электроэнергии на 1 кВт. ч для населения до 250 кВт. ч в месяц – 325 cум, свыше 250 кВт. ч за 1 кВт. ч – 650 cум;

Например, при предлагаемых дифференцированных тарифах дополнительная плата для абонентов использующих до 250 кВт. ч электроэнергию составит 7,5 тыс. сум в месяц, для абонентов использующих до 300 кВт. ч – 25 тыс. сум, а для абонентов использующих до 400 кВт. ч – 61 тыс. сум.

б) 1 кВт. ч электроэнергии для Навоийской ГМК, Алмалыкской ГМК и бюджетных организаций – 800 сум, а для остальных юридических лиц – 600 сум.

По природному газу:

а) потребление природного газа на 1 м3 для населения в отопительный период до 700 м3 в месяц – 410 cум, свыше 700 м3 на 1 м3 – 1 200 cум, в период когда отопление не требуется до 200 м3 – 410 сум, свыше 200 м3 – 1 200 сум;

Например, для абонентов потребляющих в отопительный период до 700 м3 природного газа дополнительные расходы составят до 21 тыс. сум в месяц, для абонентов потребляющих до 1 000 м3 дополнительные расходы составят до 267 тыс. сум в месяц.

Кроме того, в период когда отопление не требуется абонентам потребляющим до 200 м3 природного газа дополнительные расходы составят до 6 тыс. сум в месяц, абонентам потребляющим до 300 м3 дополнительные расходы составят до 88 тыс. сум в месяц.

б) 1 м3 природного газа для Навоийской ГМК, Алмалыкской ГМК и бюджетных организаций составит – 1 300 сум, автомобильных газозаправочных компрессорных станций – 1 200 сум, тепловых электростанций – 1 000 сум и остальных юридических лиц – 1 150 сум.

А сжиженный газ для населения устанавливается в размере 1 600 сум. При этом с учетом того, что на одного абонента в месяц поставляется в среднем 20 кг сжиженного газа, дополнительные расходы абонента составят 9,6 тыс. сум в месяц. Со стороны предприятий АО «Худудгазтаъминот» совместно с районными хокимиятами предпринимаются меры по поставки сжиженного газа населению в соответствии с утвержденными графиками.

В целях приведения предприятий в соответствие с долгосрочным планированием, повышения операционной эффективности и энергосбережения, а также указания «перспективной цели» по снижению себестоимости наряду с новыми ценами на текущий год также предлагается утвердить новые цены которые вступят в силу с 1 апреля 2023 года.

При этом с 1 апреля 2023 года предусматривается введение следующих тарифов:

а) По электроэнергии:

Сохранить цену в размере 800 сум для Навоийской ГМК, Алмалыкской ГМК и бюджетных организаций;

для остальных юридических лиц – 700 сум.

б) По природному газу:

для тепловых электростанций – 1 200 сум;

для Навоийской ГМК, Алмалыкской ГМК и бюджетных организаций – 1 350 сум;

для автозаправочных компрессорных станций – 1 400 сум;

для остальных юридических лиц – 1 350 сум.

Цены на топливно-энергетические ресурсы, устанавливаемые с 1 апреля 2023 года, в 2024 и 2025 годах будут индексироваться только на уровень инфляции, начиная с 2026 года будет осуществлен переход на оптовый рынок электроэнергии, природного и сжиженного газа, а также цены будут свободно формироваться.

https://minenergy.uz

Регион:
646
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Продолжая использовать данный сайт, вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики конфиденциальности и даете свое полное согласие на сбор и обработку и распространение персональных данных и файлов cookies. Если вы не согласны с данными условиями вы обязаны покинуть сайт.