Переход крупных промышленных потребителей на собственную генерацию является серьезной угрозой для ЕЭС России

Серьезной угрозой для ЕЭС России стал переход крупных промышленных потребителей на собственную генерацию. Причины ухода из распределительных сетей заключаются в том, что промышленные потребители, оценивая свои финансовые риски, активно реагируют на цены и изменения законодательства в сфере электроэнергетики и проводимую региональными органами регулирования тарифную политику.

Об этом заявил начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев в ходе практического семинара «Эволюция тарифного регулирования в 2020 году: шаг в будущее», проходящего в эти дни в Сочи.

По его словам, в текущей ситуации введение и дифференциация тарифов «ФСК» и обязательной оплаты неиспользуемого резерва сетевой мощности повлечет резкий рост платежей ряда потребителей и создаст стимулы для децентрализации электроэнергетики. Потеря новых потребителей и уход старых снизит спрос на электроэнергию, а это, в свою очередь, еще больше увеличит цены (тарифы) на электроэнергию, и так дальше по спирали.

«Проводимая в последние годы Правительством РФ политика, направленная на борьбу с перекрестным субсидированием, дает свои плоды. Перекрестное субсидирование в реальном выражении снижается, его доля в конечной цене также падает. Кроме того, учтенный в тарифах на услуги по передаче электрической энергии 2020 года объем перекрестного субсидирования относительно 2019 года снизился. При этом перекрестное субсидирование в большинстве субъектов РФ продолжает оказывать влияние на конечную цену электрической энергии, особенно в тех регионах, где оно распределено не сбалансированно», — сказал Дмитрий Васильев.

По его словам, следующим шагом в работе по выравниванию тарифов на услуги по передаче электрической энергии является поэтапное равномерное распределение объемов перекрестного субсидирования при утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, что предусмотрено инициативой ФАС России, утвержденной постановлением Правительством РФ от 13.11.2019 № 1450.

«Этот переход займет пять лет, до 2025 года потребуется непосредственная вовлеченность региональных регуляторов в настраивание тарифных решений. В результате это позволит за счет плавного изменения тарифов снять избыточную нагрузку с ряда потребителей и снизить стимулы для перехода на собственную генерацию», — добавил Дмитрий Васильев.

В дополнение к этой мере в первоочередном порядке требуется актуализировать сами значения перекрестного субсидирования по каждому субъекту РФ.

«Параметры перекрестки должны быть выверены, за шесть лет много поменялось. Также нужно установить на десять–пятнадцать лет вперед «дорожную карту» с размером перекрестного субсидирования, предусматривающую ежегодное снижение данного значения. По нашим оценкам, такой подход обеспечит снижение размера перекрестного субсидирования на 33-50% без необходимости повышать тарифы для населения темпами, превышающими те, что заложены в Прогнозе социально-экономического развития», — сообщил спикер.

По его словам, Законопроект о дифференциации тарифов, который должен быть направлен на улучшение тарифной ситуации в регионах, антимонопольное ведомство не поддерживает по ряду причин.

«Законопроект носит рамочный характер и может иметь крайне негативные последствия. Заложенный в нем принцип не борется с проблемой перекрестного субсидирования, а создает предпосылки для ещё большего наращивания перекрестного субсидирования», — рассказал Дмитрий Васильев.

По его мнению, некоторые регионы за счет повышения тарифов своим жителям добились полного или практически полного решения проблемы с перекрестным субсидированием.

«Неужели будет справедливо таким регионам предлагать платить за своего соседа, который не приложил усилий, чтобы хоть как-то улучшить ситуацию в этой области? К чему такой подход будет стимулировать?», — подчеркнул начальник Управления регулирования электроэнергетики.

В целом, выход из сложившейся ситуации Дмитрий Васильев видит в необходимости сделать упор на законодательные инициативы, которые бьют непосредственно в цель обсуждаемых проблем в сфере электроэнергетики. К таковым относятся:

— снижение перекрестного субсидирования;

— введение большей экономической ответственности за присоединяемую мощность (особенно по льготному технологическому присоединению);

— повышение эффективности электросетевого комплекса в части операционных и инвестиционных издержек;

— ограничение надбавок на оптовом рынке и повышение конкурентных сегментов, которые зарекомендовали себя за последние 10 лет;

— развитие конкуренции на розничном рынке.

«Только взявшись за решение этих задач, мы сможем повысить эффективность энергетики, обеспечить её долгосрочное и сбалансированное развитие, создать условия для появления новых потребителей и сохранения старых», — подвел итог Дмитрий Васильев

eprussia.ru

Теги:  еэс
809
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Продолжая использовать данный сайт, вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики конфиденциальности и даете свое полное согласие на сбор и обработку и распространение персональных данных и файлов cookies. Если вы не согласны с данными условиями вы обязаны покинуть сайт.