In-power.ru

Профильный комитет Госдумы обсудил вопросы законодательного регулирования реформирования и модернизации коммунальной энергетики

Комитет Государственной Думы по энергетике в четверг, 27 сентября, провел круглый стол на тему «Вопросы законодательного регулирования реформирования и модернизации коммунальной энергетики на примере проекта федерального закона № 508673-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу обеспечения бесперебойного тепло, водоснабжения и водоотведения».

Законопроект разработан и внесен Правительством РФ во исполнение контрольного этапа приоритетного проекта «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг».

Целью изменений является оперативное решение проблем, связанных с неспособностью ресурснабжающих организаций не допустить угрожающей тепло и водоснабжению ситуации или оперативно справиться с ее последствиями. В качестве механизма предлагается быстрая передача управления ресурсоснабжающей организацией в руки руководителей, которые способны справиться с проблемой, в случае угрозы серьезного нарушения бесперебойного водо- или теплоснабжения.

Законопроектом прописываются правила «перехвата управления», схожие с теми, что применяется при отзыве лицензии у банков. Власти субъекта обращаются в арбитражный суд с заявлением о введении публичного управления в ресурсоснабжающей организации и назначении публичного управляющего еще до вступления в силу решения арбитражного суда. С даты назначения управляющего полномочия руководителей ресурсоснабжающей организации прекращаются.

Открывая круглый стол, Председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный отметил, что законопроект вызвал большую дискуссию уже на этапе предварительного рассмотрения. Комитет получил много отзывов регионов и хозяйствующих субъектов, которые указывают на противоречие положений законопроекта существующему законодательству, в том числе, Арбитражному процессуальному кодексу РФ, федеральным законам «Об акционерных обществах», «О концессионных соглашениях», «О теплоснабжении» и другим. Существенные замечания высказаны в официальном заключении Правового Управления Государственной Думы.

«Учитывая социальную значимость и проблемность вопроса об обеспечении бесперебойного тепло и водоснабжения граждан и предприятий страны, комитет по энергетике решил собрать на своей площадке все заинтересованные стороны, чтобы обсудить законопроект еще до рассмотрения его в первом чтении», - сказал Завальный.

Елена Солнцева, помощник Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (именно Минстрой стал основным разработчиком законопроекта) подчеркнула, что механизм, предлагаемый законопроектом, не должен быть «привычным и нормальным инструментом» решения проблем с ресурсоснабжением, и не должен применяться, например, в случаях коммунальных аварий. Речь идет только о чрезвычайных аварийных ситуациях, угрожающих тепло и водоснабжению муниципалитетов, жизни и здоровью населения, и о неспособности ресурсоснабжающих организаций адекватно на них реагировать, по злому ли умыслу или некомпетентности. Таких случаев по стране происходит порядка десятка за отопительный сезон. Кроме того, она подчеркнула, что Минстрой также получил достаточно много замечаний на законопроект и уже ведет работу по их устранению, что можно было бы сделать в рамках подготовки ко второму чтению.

Заместитель Руководителя департамента Минэнерго России Алексей Храпков обратил внимание собравшихся на то, что из-под действия законопроекта выведена электроэнергетика, речь идет только о тепле и воде. Закон нужен, чтобы узаконить фактически имеющуюся практику, когда в чрезвычайных ситуациях муниципальные власти обращаются к энергетическим компаниям с просьбой о помощи, а затем проверяющие органы начинают задавать им вопросы об источниках покрытия затрат, пояснил он.

Представители энергетических компаний и отраслевые эксперты, выступая на круглом столе, неоднократно высказывали следующую претензию к законопроекту: он борется не с причинами возникновения форс-мажоров, а со следствиями, причем предлагаемые механизмы могут спровоцировать попытки рейдерских захватов ресурсоснабжающих организаций. Если речь идет о форс-мажорах, то важнее не кидаться искать нового руководителя, а устранять чрезвычайную ситуацию, а законопроект несколько смещает приоритеты. Кроме того, необходимо как минимум сформулировать четкий перечень критериев, которые указывали бы на возникновение угрозы надежности тепло и водоснабжения из-за неадекватных действий компаний.

Заместитель начальника управления ФАС России Елена Цышевская уверена, что, если отраслевое сообщество видит риски рейдерских захватов, механизм надо дорабатывать так, чтобы подобных конфликтных ситуаций не возникало. Что же касается невысокой статистики чрезвычайных ситуаций, то, по мнению ФАС, даже десяток их требует законодательно прописанного механизма.

Первый заместитель Председателя комитета Госдумы по энергетике Сергей Есяков отметил, что по сравнению с первым вариантом законопроекта, который предварительно обсуждался секцией Экспертного совета при комитете еще до внесения, сегодняшний документ уже выглядит более проработанным. Тем не менее, такие вопросы как защита прав собственности, ответственность МУПов, поддержание хоть какого-то инвестиционного интереса к сфере ЖКХ, оценка степени «умышленности» действия или бездействия ресурсоснабжающих организаций в чрезвычайных ситуациях в по-прежнему нуждаются в очень серьезной доработке. В противном случае, последствия от принятия законопроекта могут стать не менее опасными для обеспечения надежности тепло и водоснабжения, чем то, с чем он призван бороться. А член комитета Госдумы по энергетике Петр Пимашков обратил внимание собравшихся на то, что принятие закона потянет за собой внесение изменений в большое количество других федеральных законов, которым он на данный момент противоречит.

Член комитета Госдумы по энергетике Борис Гладких предложил создать рабочую группу по доработке законопроекта.

По итогам круглого стола будет подготовлено развернутое заключение комитета по энергетике в отношении проекта федерального закона, представленного Правительством, и предложения по его доработке.

Источник: rosteplo.ru