Капремонт вместо модернизации

Капремонт вместо модернизации

Эксперты опасаются, что в тепловой энергетике вместо модернизации оборудования по итогам отборов проектов можно получить программу капитальных ремонтов, а критерии эффективности будут заменены критериями дешевизны.

Если не изменить правила конкурентного отбора проектов модернизации тепловой генерации, то на достижение заявленных при разработке программы целей можно не рассчитывать. В связи с этим, комитет Госдумы РФ по энергетике рекомендует Правительству РФ скорректировать процедуры и критерии отбора проектов на 2025 и последующие годы. Об этом говорилось на расширенном заседании комитета Госдумы РФ по энергетике, на котором рассматривались итоги отбора проектов модернизации тепловой генерации на 2022-2024 года.

В решении комитета отмечается, что итоги отбора подтвердили прогнозы участников рынка – высокая конкуренция и отбор исходя из критерия минимизации затрат привели к отбору проектов с минимальным набором обязательных мероприятий в отношении наиболее востребованного и экономичного оборудования. Суммарный размер капитальных затрат по итогам отбора намного ниже предельных максимальных значений.

По отобранным проектам генерирующих объектов работы и мероприятия в основном сведены к проведению средней или неглубокой модернизации. Программы направлены преимущественно на низкозатратное продление паркового ресурса технологически устаревшего энергооборудования паросилового цикла до 2038-2040 годов.

Подавляющее большинство отобранной мощности в первой ценовой зоне является конденсационной либо тепловой, снабжающей промышленные предприятия. Заявки участников, поданные на проекты с повышением КПД за счет использования когенерации, оказались неконкурентоспособны.

Во второй ценовой зоне большинство проектов реализуются на станциях c комбинированной выработкой либо на конденсационных, находящихся в сложных узлах энергосистемы. Эти проекты соответствуют целям программы модернизации – продление паркового ресурса востребованного оборудования, модернизация которого не окупается в рамках текущих ценовых параметров конкурентного отбора мощности (КОМ).

Принципиальное отличие результатов конкурсного отбора в ценовых зонах в основном объясняется разницей в структуре генерации по зонам и стратегии участников: во второй зоне подавляющая доля генерации, удовлетворяющих отбору, располагается на ТЭЦ. Набор мероприятий, реализуемых по итогам отбора в обеих ценовых зонах, в основном состоит из замены отдельных элементов турбин (первая ценовая зона) и котлов (вторая ценовая зона). Мероприятия по переходу на более эффективный цикл производства электроэнергии не были отобраны, также практически отсутствуют мероприятия по улучшению экологии производства.

По мнению председателя комитета по энергетике Павла Завального, если «правила игры» не изменятся, то по окончании реализации программы можно получить не повышение, в понижение надежности и эффективности генерации. К 2035-2040 гг. отрасль получит еще больший объем теперь уже окончательно технологически устаревшего оборудования.

В комитете полагают, что изменения условий отбора должны быть направлены на решение двух задач:

— продление паркового ресурса (100 ГВт) с неглубокой модернизацией, заменой оборудования, ограничивающего парковый ресурс по наработке или техническому состоянию. Это возможно сделать в Правилах отбора КОМ с возможным увеличением стоимости таких проектов до 1,35 и расширением обязательного объема работ, в том числе, с требованием замены систем управления, включая цифровизацию указанных систем;

— глубокую модернизацию оборудования с полной заменой основных блоков и модулей, включая использования парогазового цикла, с учетом требований улучшения показателей, соответствующих лучшим мировым образцам с учетом возможностей отечественного машиностроения и локализации импортных образцов.

По итогам обсуждения Комитет сформулировал пакет рекомендаций Правительству РФ, в том числе:

— ускорить внесение в Государственную Думу проекта федерального закона, вносящего изменения в Федеральный закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», предусматривающего совершенствование порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации в целях обеспечения возможности вывода из эксплуатации генерирующего оборудования без риска снижения надежности энергоснабжения потребителей.

— предусмотреть расширение ценового коридора КОМ, в рамках которого конкурируют генерирующие компании, за счет применения повышающего коэффициента до 1,35 к предельным максимальным значениям капитальных затрат всех мероприятий, при отборе проектов модернизации с целью продления ресурса (без существенного изменения мощности и КПД) с одновременным расширением объема обязательных мероприятий, включая замену систем управления.

— предусмотреть на КОММОД введение порогового значения КПД для разного уровня устанавливаемой мощности на уровне не ниже 43-46 % для объектов, работающих с использованием паросилового цикла, и не ниже 53-56 % — для объектов с использованием парогазового цикла, ниже которого не рассматривать проекты модернизации:

— перенести запланированный уже на ближайшее время отбор на 2025 год на более поздний срок, с тем, чтобы внести в его условия соответствующие изменения.

eprussia.ru

21:10
224
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Этот сайт использует cookies. Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных с использованием интернет-сервиса Google Analytics и Yandex Metrica. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
  • © In-power.ru 2006-2019 info@in-power.ru Конфиденциальность персональной информации О сайте Инструкция по работе с сайтом Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter