In-power.ru

Действия ФАС ведут к снижению качества топлива

Заняться лоббизмом владельцев мини-НПЗ заставило ожидаемое решение правительства о резком повышении с 1 января 2015 г. экспортной пошлины на мазут, основной продукт «самоваров». Хозяева малой нефтепереработки этого решения боятся как огня. В этом случае «самовары» станут нерентабельными.

Модернизировать мини-НПЗ за оставшиеся несколько месяцев нереально. Строительство современного НПЗ мощностью в 1 млн т нефти с глубиной переработки выше 90% стоит около $1 млрд. Сомнительно, что мини-НПЗ, не входящие в вертикально-интегрированные нефтяные холдинги, смогут получить такие инвестиции, а значит и не смогут произвести ни бензин, ни дизель, отвечающие действующим в стране экологическим стандартам «Евро-3».

Никакого предполагаемого ФАС роста предложения моторного топлива не произойдет. Зато на рынок придет больше мазута, хотя при потребности в 20 млн т его производство и так превышает 56 млн т. В итоге цены на никому не нужный в России мазут упадут, а вместе с ними снизится и рентабельность больших НПЗ, которые его тоже производят. Они начнут сокращать свои программы модернизации, и в результате страна столкнется с недостатком качественных бензина и дизеля, потому что крупнейшие нефтепереработчики не успеют нарастить их производство.

В прессу просочились детали межведомственной переписки, ведущейся вокруг предложенных ФАС изменений в правительственные Правила подключения НПЗ к магистральным нефтепроводам (МН). ФАС в конце апреля опубликовала свой проект на Едином портале для публикации готовящихся нормативных актов. Общественное обсуждение документа продлится до 24 мая, и это именно тот случай, когда критика может помочь избежать большой ошибки.

Ведомство предлагает отменить требования регистрировать НПЗ в соответствующем реестре Минэнерго и предъявить договоры с поставщиками сырья на ближайшие три года. А также хочет распространить требование обеспечить глубину переработки не меньше 70% на уже построенные НПЗ. Это простимулирует «развитие независимых нефтеперерабатывающих структур за счет исключения дополнительных административных барьеров», говорится в пояснительной записке к проекту изменений в Правила.

Против предложенных антимонопольным ведомством поправок выступили профильное для нефтяной отрасли министерство энергетики, нефтяные компании и «Транснефть», оператор магистральных нефтепроводов в стране. В Интернете появились фрагменты датированного 17.04.2014 г. письма президента «Транснефти» Николая Токарева главе ФАС Игорю Артемьеву.

В частности, глава нефтетранспортной монополии поддерживает действующее до сих пор требование к НПЗ при подключении к нефтепроводу предоставлять контракты на поставку сырья на три года вперед. Это позволяет «оценить направление грузопотоков, выполнить расчет пропускных способностей системы магистральных нефтепроводов и определить необходимые мероприятия для их обеспечения», сказано в письме.

России совсем не нужны новые «самовары» (НПЗ с низкой глубиной переработки нефти — 40–50%, — ред.), будь то большие или малые, потому что уже построенных хватает с избытком. Задача — не строить новые (как того хочет ФАС), а модернизировать существующие, чтобы они могли выпускать современное топливо класса «Евро-5», выводя производство на уровень мировых аналогов, то есть с глубиной переработки выше 90%. В России «уже существуют 319 технологических объектов, имеющих лицензию на переработку сырой нефти. При этом в реестр заводов включены только 63 предприятия. Это означает, что порядка 253 НПЗ работают на нефтяном сырье неизвестного происхождения. Источником сырья для них часто является нефть, полученная в результате несанкционированных врезок в магистральные нефтепроводы», — утверждает глава «Транснефти».

За примерами далеко ходить не надо. Ежегодно компания выявляет до 200 криминальных врезок, из которых только в 2013 г. было похищено 59 тысяч т. При цене барреля порядка $105 ущерб приблизительно можно оценить в $44,5 млн, не считая расходов на ремонт поврежденных трубопроводов. Характерно, что в сленге ФАС присутствует именно слово «врезки» применительно к новым правилам, как обычно называют криминальный отбор нефти из трубопроводов.

«Принятие проекта приведет к легализации всех уже построенных мини-НПЗ, так называемых «самоваров», с глубиной переработки 30–40%, которые... просто «портят» нефть, уменьшая стоимость продуктов по сравнению с самой нефтью. Экспорт этой «испорченной» нефти под видом мазута экономически будет выгоден, пока экспортные пошлины на мазут будут значительно ниже, чем на нефть, — отмечает Николай Токарев, — таким образом, это создаст предпосылки для учащения несанкционированных врезок в нефтепроводы и в конечном итоге сработает на пользу криминальных структур».

В этом случае инициатива ФАС выглядит как результат лоббирования частных «самоваров» узкой группой лиц.

http://www.energyland.info