In-power.ru

Тарифы на электроэнергию уверенно идут вверх: пиковые значения ожидаются уже в 2030 году

Некоммерческое партнерство «Совет Рынка» опубликовало отчет о динамике цен на электроэнергию. В аналитическом материале также представлен среднесрочный прогноз по изменению величины тарифов на электроэнергию для промышленного сектора трех регионов России: Европейская часть, Урал и Сибирский регион. Прогноз учитывает основные параметры потребления и производства, последствия пандемии COVID 19 и ключевые направления регуляторной политики в области ТЭК.

Согласно прогнозу, наиболее активный рост тарифных ставок ожидается в 2021-2022 годах: на европейской части России и на Урале цены каждый годы будут расти, примерно, на 6%, в Сибири ставка вырастет на 15% и 7% в 2021 и 2022 годах соответственно. Далее эксперты предсказывают замедление роста за счет введения в эксплуатацию новых крупных объектов генерации, но уже в 2025 году цены вновь перейдут в фазу активного роста в силу запуска новых ресурсоемких инвестиционных программ в отечественном ТЭК.

«Постоянный рост цен на электроэнергию оказывает коррозирующее влияние на российскую промышленность: себестоимость энергоемкого товара повышается, а конкурентоспособность производителей – уменьшается на порядок. С учетом галопирующей тарифной ставки, необходимости постоянного технологического роста, перехода на низкоуглеродный вектор развития российские промышленники теряют финансовую устойчивость, необходимую для развития производства. Между регулятором и рынком необходимо наладить тесный контакт, который позволит ограничивать рост тарифов посредством субсидирования, налоговых льгот, демпферных отчислений и иных мер государственной поддержки», - прокомментировал сложившуюся ситуацию Даниил Яблоков, генеральный директор инжиниринговой компании «Энергия Плюс», член экспертного совета при Российском газовом обществе.

По требованию Федеральной антимонопольной службы «Совет рынка» сформировал и актуализировал прогноз оптовых цен на электроэнергию на период до 2025 включительно с учетом потребительского кризиса, вызванного пандемией COVID 19. В материалах представлены одноставочные (единые в течение всех суток) цены опта для промышленных потребителей, включающие в себя плату за мощность и цены электрической энергии. Сетевые тарифы и сбытовая маржа в показателях не отражены (составляют около половины конечной цены).

Основной движущей силой рынка является спрос и энергопотребление. Для европейской части России и Урала, входящих в первую ценовую зону, восстановление рыночного потребления энергии до уровня 2019 года ожидается в 2022 году, а во второй ценовой зоне – Сибирь – последствия коронакризиса (в «пандемийный» год потребление электроэнергии снизилось на 2,6 %) будут преодолены уже в нынешнем. Уже в следующем году в обеих ценовых зонах ставка тарифа может вырасти больше прогнозируемой инфляции (примерно 4%). Цена за МВт/ч в первой ценовой зоне в 2021 году составит около 2,66 тыс. рублей - повышение на 5,87%, во второй – немногим более 2 тыс. рублей – прогнозируемое повышение на 15,39%; в 2022 году тарифная ставка в европейской части и на Урале повысится на 5,62%, до 2,66 тыс. рублей за МВт/ч, в Сибири – на 6,84%, что составит 2,15%.

В Европе и на Урале скачок цены произойдет в основном из-за увеличения нерыночных надбавок к цене мощности за строительство новых ТЭС в Калининграде, ВИЭ и АЭС, в Сибири — из-за роста платежа за мощность новых ТЭС, построенных по договорам поставки мощности (ДПМ), и цены конкурентного отбора мощности (КОМ).

«Грамотная инвестиционная политика характеризуется большой глубиной проработки прогнозируемого мультипликативного эффекта от реализации проекта: дополнительные мощности, вводимые по всей территории РФ, несомненно, укрепляют энергетический потенциал страны, но инвестиционные надбавки к существующим тарифным ставкам, как показывает аналитика, перекроет промышленникам доступ к дешевой энергии на ближайшие 10 лет. Зоны свободной тарифной конкуренции – Европа, Урал и Сибирь – обладают наиболее высоким индексом промышленного потенциала, именно поэтому здесь необходимо искать компромиссное решение. Полагаю, без вмешательства регулятора прийти к общему знаменателю по вопросу тарифной ставки не представляется возможным», - отметил эксперт.

В ФАС отмечают тот факт, что цены на электроэнергию на оптовом рынке формируются конкурентным методом, рост цен в основном связан с влиянием надбавок к стоимости мощности.

В Минэкономразвития – ключевом регуляторе вопроса тарифных ставок на электроэнергию – выступили с предложением зафиксировать допустимый уровень нерыночных надбавок к цене мощности на уровне текущего года через установление регулярной нормы доходности инвестированного капитала на уровне ОФЗ + 2%, снижения расчетной базы инвестированного капитала на объем бюджетных инвестиций, снижения региональных надбавок.

«В Евросоюзе, в рамках государственной энергетической политики, цены на электрическую энергию для промышленников неуклонно снижаются, это ведет к активному росту инвестиционной привлекательности и экспортного потенциала производственного комплекса. Опираясь на опыт западных коллег, необходимо перейти на промышленно-ориентированный подход к ценообразованию в энергокомплексе. Например, «Сообщество потребителей энергии», которое агрегирует на совей площадке представителей крупного бизнеса – основных покупателей больших мощностей – предлагает снижать тарифно-ценовую нагрузку электроэнергетики на экономику по принципу "инфляция минус", это позволит участникам рынка получить возможность для технологического развития», - отметил Даниил Яблоков.

В «Сообществе потребителей энергии» считают, что конкурентные сегменты энергорынка построены так, что гарантированно хеджируют потребителей от резких скачков цен. В СПЭ также отметили, что в прошлом году неоднократно видели "прогнозы" существенного падения энергопотребления, а также роста цен на электроэнергию и мощность, при этом в 2020 году рост одноставочной цены не превысил уровень инфляции в 4,9%.

Среднесрочные прогнозы динамики роста одноставочных тарифов стимулируют крупную промышленность активно искать возможности для диалога с ФАС, Минэкономразвития, электрогенерирующими и распределительными организациями. Консенсусный подход к решению энергетического вопроса позволит ускорить процесс стабилизации российской экономики, выхода из коронакризисного экономического кризиса и перехода в активную фазу промышленного роста в регионах, к нему предрасположенных.