Николай Горбань: «В системе КТК создан профицит мощностей»

Интервью с генеральным директором Каспийского трубопроводного консорциума

Многолетний проект расширения мощности трубопроводной системы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) с 28,2 млн до 67 млн тонн в год завершился. 18 апреля в Калмыкии состоялась церемония запуска НПС-2 – последней нефтеперекачивающей станциив рамках проекта. О сегодняшнем дне и перспективах загрузки экспортного маршрута, связывающего месторождения Западного Казахстана и российского сектора Каспия с морским терминалом под Новороссийском, корреспонденту «НиК» Виктору Прусакову рассказывает генеральный директор КТК Николай Горбань.

«НиК»: Николай Николаевич, как вы оцениваете результаты расширения КТК? Были ли сложности с подготовкой и проведением столь масштабных работ? Не секрет, что даже сугубо российские инфраструктурные проекты порой реализуются с задержками, а здесь договариваться между собой пришлось одиннадцати акционерам из шести стран«

– Если вкратце, результатами мы довольны. Главный итог – в трубопроводной системе создан профицит мощностей, позволяющий производителям сосредоточиться на развитии и не беспокоиться о вопросах транспортировки.

Конечно, процесс был сложный. На согласование акционерами проекта, схемы его финансирования, алгоритма реализации ушло больше двух лет. Были задержки по срокам строительства: в некоторых случаях пришлось расторгать действующие контракты и менять подрядчиков, возникали проблемы с экспертизами, землеотводом.

С поставками оборудования обошлось без серьезных сложностей, установленные сроки мы выдержали. Хотя имелись отдельные рекламации в адрес поставщиков – не только российских, но и зарубежных. Но подобные проблемы, наверное, сопутствуют любым проектам, особенно крупным.

Пожалуй, самым трудным было обеспечить безопасность огромного объема работ. На стройплощадках находилось одновременно до восьми тысяч персонала, около тысячи единиц техники. Отмечу, что наши показатели по травматизму и ДТП оказались ниже средних по отрасли.

«НиК»: Что оказалось наиболее сложным в техническом отношении?

– Сложных этапов было несколько. Во-первых, расширение морского терминала в Южной Озереевке. Проект предусматривал установку третьего выносного причального устройства (ВПУ) в пяти километрах от берега. Это высокотехнологичное оборудование, в России применяемое лишь в единичных проектах. В ходе этих работ были сполна востребованы технологии и опыт наших акционеров, доступ к которым был получен благодаря статусу КТК как международной компании. Отмечу, что морской терминал находится в эксплуатации уже много лет и его работа не вызывает нареканий.

Другой высокотехнологичный этап был связан со станционными работами. Все наши НПС – типовые, универсальные, и главная сложность заключалась в необходимости адаптировать их к разным условиям в разных регионах, через которые проходит трубопровод. Широкая география создавала и трудности с логистикой. Например, при доставке материалов и оборудования на весьма удаленную НПС-2 в Калмыкии – транспортное плечо здесь доходило до 500 км.

«НиК»: Сказались ли на ходе строительства санкции в отношении главного акционера КТК – России?

– Нам, можно сказать, повезло: все основные контракты на поставки были подписаны еще до ввода санкций, так что санкционные меры КТК не затронули. Наше преимущество также в том, что мы не пользуемся внешними займами. Проект расширения был реализован на средства, получаемые от основной деятельности – прокачки нефти.

Акционеры КТК
Российская Федерация, из них: 31%
доверительное управление ПАО «Транснефть» 24%
«КТК Компани» 7%
Республика Казахстан, из них: 20,75%
«КазМунайГаз» 19%
Kazakhstan Pipeline Ventures LLC 1,75%
Chevron Caspian Pipeline Consortium Company 15%
LUKARCO B.V. 12,5%
Mobil Caspian Pipeline Company 7,5%
Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited 7,5%
BG Overseas Holding Limited 2%
Eni International N.A. N.V. 2%
OryxCaspianPipeline LLC 1,75%

«НиК»: Озвученная ранее стоимость проекта расширения – $5,8 млрд – остается в силе?

– Мы остались в рамках этой суммы.

«НиК»: В прошлом году по КТК было поставлено 55,1 млн тонн нефти, что стало историческим рекордом. С каких месторождений получены эти объемы?

– Основной объем – 49,6 млн тонн – поступил с территории Казахстана. Из них 28,8 млн – с Тенгиза, 10,6 млн – с Карачаганака, 7,4 млн тонн – с Кашагана.

Российской нефти прокачано 5,5 млн тонн, из которых 3,4 млн пришлось на каспийские месторождения «ЛУКОЙЛа» (в основном с месторождения им. В.Филановского), еще 2,1 млн – на сырье «Роснефти».

«НиК»: Завершившееся расширение системы уже сказывается на объемах транспортировки?

– В апреле отгрузили 5,068 млн тонн нефти (около половины – с Тенгиза). Это на 220 тыс. тонн больше, чем планировали, и на 7% больше, чем за тот же период прошлого года. За первые четыре месяца отгружено около 20 млн тонн.

Движемся динамично и к концу года рассчитываем прокачать около 60 млн, но, конечно, все зависит от производителей нефти.

От Тенгиза до Новороссийска

КТК – крупнейший международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана, а также ведущих мировых добывающих компаний, созданный для строительства и эксплуатации магистрального трубопровода протяженностью 1511 км. В систему поступает нефть в основном с месторождений Западного Казахстана, а также сырье российских производителей.

Строительство КТК началось 12 мая 1999 года, а 13 октября 2001-го на морском терминале под Новороссийском был отгружен первый танкер с нефтью. К середине 2004 года трубопровод вышел на показатель полной пропускной способности первого этапа развития – 28,2 млн тонн. С 2005 года КТК, используя антифрикционные присадки, постепенно увеличивал объемы транспортировки, которые в 2010 году достигли 35 млн тонн в год.

Технические параметры системы КТК после расширения:

Общее количество НПС в РФ и Казахстане – 15.
Общий объем резервуарного парка–более 1, 3 млн куб. м. В том числе:
– на морском терминале – 10 резервуаров по 100 тыс. куб. м;
– НПС «Кропоткинская» – 2 резервуара по 20 тыс. куб. м, 2 резервуара по 50 тыс. куб. м;
– НПС «Комсомольская» – 3 резервуара по 4,8 тыс. куб. м;
– НПС «Атырау»– 4 резервуара по 20 тыс. куб. м;
– НПС «Тенгиз» – 4 резервуара по 20 тыс. куб. м.
Выносные причальные устройства: 3 ВПУ на морском терминале.
Пересечение водных объектов: 12.

«НиК»: Но в ходе апрельского телемоста вы говорили, что в 2018 году компании намерены поставить в КТК 67 млн тонн, загрузив трубопровод «под завязку». В начале прошлого года, помнится, производители также собирались отправить на маршрут на 10 млн тонн больше, чем оказалось на деле. С чем связан «недобор»?

– Это явление чисто техническое. Подавая в начале года заявки на прокачку, акционеры учитывают все имеющиеся возможности системы. По факту объемы бывают меньше – из-за внеплановых ремонтов, неблагоприятных погодных условий в Новороссийске, других нештатных ситуаций. Заявочная кампания этого года действительно ориентирована на 67 млн тонн. Но мы прагматики и понимаем, что максимальный уровень вряд ли будет достигнут. При этом находимся в постоянном, можно сказать ежедневном, контакте с производителями. Ведем ежемесячное и ежеквартальное планирование, позволяющее корректировать график поставок с учетом всех актуальных изменений.

«НиК»: В КТК предусмотрен принцип «качай или плати». Применяется ли он к тем, кто поставил на маршрут меньше, чем обещал?

– «Качай или плати» вступает в силу, если производители не обеспечат установленный минимальный уровень поставок. До сих пор не было случая, чтобы поставщик не достиг этой минимальной планки. Поэтому упомянутый принцип еще ни разу не применялся.

«НиК»: По некоторым сведениям, запланированный рост добычи на Кашагане откладывается на неопределенный срок. Может ли это обстоятельство негативно сказаться на загрузке КТК?

– Давайте исходить из официальных данных. В последнее время там добывается около 240 тыс. баррелей, эти объемы пока выдерживаются. Мы знаем, что летом на Кашагане из-за ремонтных работ предстоит небольшое снижение добычи, которая затем должна восстановиться. Каких-либо серьезных угроз для нормальной работы консорциума в этой связи не вижу.

«НиК»: Сегодня более половины нефти Кашагана идет в КТК. Сохранится ли эта пропорция, если добыча на месторождении будет расти в соответствии с ранее озвученными планами?

– Уточню, что в КТК идет не менее 70% кашаганских объемов. Исходя из действующих договоренностей, такая ситуация сохранится и впредь. Конечно, операторы Кашагана могут увеличить поставки и на другие экспортные маршруты. Мы – транспортники и не вправе комментировать планы производителей.

«НиК»: Через несколько лет ожидается существенный рост добычи и на Тенгизе. Не потребуют ли дополнительные объемы с месторождений Казахстана очередного расширения трубопроводной системы?

– Сообщалось, что после реконструкции мощностей Тенгиза к осени 2022 года добыча на месторождении может возрасти на 12 млн тонн в год. Мы пока не получали официального подтверждения этих объемов. Но в случае соответствующей заявки готовы реализовать ряд технических мероприятий, которые позволят принять в трубу дополнительные объемы.

Это и прокладка резервных ниток через крупные реки, и расширение резервуарного парка на ряде НПС, и строительство третьего узла учета на морском терминале. Данные работы также могут быть профинансированы за счет средств, полученных от операционной деятельности.

В любом случае нового глобального проекта расширения не понадобится. Система КТК гибкая, поскольку изначально строилась с расчетом на перспективу.

«НиК»: С 2002 года в КТК действует банк качества. Удовлетворяет ли он вас и клиентов? Кто из грузоотправителей более других выигрывает в этой связи, кто, напротив, остается в минусе?

– Банк качества использует в расчетах два основных показателя – плотность в градусах API и удельное содержание серы. Эти показатели – определяющие для экономики переработки и ценообразования на рынке. Нефтепровод БТД, например, работает по более сложной схеме, которая учитывает фракционный состав сырья. Оценка стоимости качества нефти, сдаваемой в систему КТК и выгружаемой из нее, производится каждые две недели.

Однако информация о том, кто конкретно получает премию за качество или подвергается штрафным выплатам, является конфиденциальной. Скажу лишь, что акционеров действующие правила вполне устраивают и менять их не планируем.

«НиК»: Сегодня много говорят о росте содержания серы в поставляемой в Европу трубопроводной нефти. Насколько известно, для КТК эта проблема не актуальна. Может ли измениться ситуация в будущем в связи с поступлением в трубу дополнительных объемов?

– В последние годы в систему начала поступать нефть Кашагана и каспийских месторождений «ЛУКОЙЛа», при этом качество смеси CPC-Blend, отгружаемой по КТК, не претерпело заметных изменений.

Средние показатели качества смеси при отгрузке на морском терминале в 2017 году: плотность –46,2°АPI, содержание серы – 0,54% масс. Годом ранее – 46,5°АPI и 0,52% масс соответственно.

Ограниченный список месторождений и производителей дает уверенность, что качество сохранится и в дальнейшем. Качественный состав месторождений «ЛУКОЙЛа» стабилен уже долгое время. Что касается казахстанских промыслов, то мы знаем, какое серьезное внимание уделяется там сегодня проблеме серы.

«НиК»: Кто покупает поставляемую по КТК нефть? Возможно ли расширение числа покупателей в связи с увеличением объемов поставок?

– Первоначально CPC-Blend была рассчитана на средиземноморский регион, но сегодня могу с уверенностью сказать, что этот сорт продается по всему миру. Пул потребителей настолько обширен, что выделять кого-то конкретно не имеет смысла. Вопрос о том, могут ли появиться в этом списке новые компании или регионы, лучше задавать не мне. Наша задача – прокачать нефть к черноморскому побережью, а куда ее повезут дальше, решают другие.

«НиК»: Тариф на маршруте КТК Тенгиз – Новороссийск составляет $38 за тонну, это ниже, чем у его основного конкурента Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД). За счет чего удалось этого достичь? По каким критериям устанавливался тариф и пересматривался ли он за последние годы?

– Низкий тариф достигнут за счет менее протяженного транспортного плеча по сравнению с БТД, а также благодаря наличию собственных выносных причальных устройств на морском терминале. Тариф был установлен перед расширением КТК с учетом необходимости финансирования этого масштабного проекта и возможности выплаты акционерам займа, предоставленного ими для строительства системы на начальном этапе. С тех пор тариф не менялся, и переговоров о его пересмотре сегодня не ведется.

КТК действительно самое экономически выгодное для производителей направление поставок. Руководство консорциума также полностью удовлетворено действующей ставкой тарифа – она позволяет предприятию нести операционные расходы и одновременно погашать задолженность перед акционерами.

«НиК»: Кстати, как продвигается погашение этой задолженности?

– В прошлом году акционерам было выплачено $1,2 млрд, за первый квартал 2018-го – $310 млн. Всего до конца года планируем направить на эти цели до $1,3 млрд, в 2019 году – около $1,5 млрд.

Надеемся к концу 2020 года полностью погасить долг и приступить к выплате дивидендов акционерам.

«НиК»: Трубопроводная система КТК эксплуатируется более 15 лет. Что делается для того, чтобы поддерживать ее в работоспособном состоянии?

– Мы стремимся, чтобы коэффициент надежности системы не опускался ниже 95%. В прошлом году, например, он составил 98%. В этом году на реализацию инвестпрограммы – реконструкцию, капитальный ремонт, техобслуживание объектов – выделяем 3,9 млрд рублей.

Мелочей в этом деле не бывает. Даже такая локальная, казалось бы, мера, как сокращение сроков замены шлангов ВПУ на морском терминале, дает существенный экономический эффект.

Есть 67 миллионов!

Проект КТК изначально разрабатывался с расчетом увеличения первоначальной пропускной способности почти в 2,5 раза. Работы по расширению мощностей до 67 млн тонн в год начались в 2011 году. В рамках проекта модернизировано 5 существующих и построено 10 новых НПС (2 в Казахстане, 8 в России), возведено 6 новых резервуаров объемом 100 тыс. куб. м каждый под Новороссийском, построено третье выносное причальное устройство (ВПУ-3) на морском терминале, заменен 88-километровый участок трубопровода на территории Казахстана на трубу большего диаметра.

После ввода в эксплуатацию ВПУ-3 терминал в состоянии обеспечить перевалку 67 млн тонн нефти в год. Консорциум получил возможность вести одновременную отгрузку двух нефтеналивных судов со скоростью до 24 тыс. тонн в час.

http://www.cpc.ru

Категории:
1.07K
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Продолжая использовать данный сайт, вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики конфиденциальности и даете свое полное согласие на сбор и обработку и распространение персональных данных и файлов cookies. Если вы не согласны с данными условиями вы обязаны покинуть сайт.