Определена эффективность закрытых систем ГВС

Через три года жилые дома в России с открытой системой теплоснабжения и горячего водоснабжения должны будут перейти к закрытым системам. Потенциал повышения эффективности систем в этом случае может составить от 40 % до 60 %.

Согласно п. 9 ст. 29 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.10.2010 № 190‑ФЗ, «с 1 января 2022 г. использование централизованных открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения, не допускается».

Сегодня около 45 % россиян живет в домах с открытой системой горячего водоснабжения, то есть горячая вода поступает не через теплобменники индивидуальных тепловых пунктов (ИТП), а напрямую из централизованной отопительной системы с тем же качеством, что и в наружных трубах теплотрасс.

По различным оценкам, полный объем требуемых инвестиций на замену системы оценивается в сумму от 0,8 до 1,5 трлн руб., из них три четверти приходится на приобретение и установку ИТП, стоимость которых сегодня составляет 0,4‑1,6 млн руб. за единицу оборудования, около 20 % – на реконструкцию теплосетей, примерно 5 % – на реконструкцию сетей холодного водоснабжения.

По словам члена экспертного совета Комитета по жилищной политике и ЖКХ Государственной Думы Ирины Булгаковой, преимущества закрытых систем наглядно демонстрирует коммунальное хозяйство в городах Финляндии, где широко применяется централизованное теплоснабжение. Среднее ежегодное энергопотребление домохозяйствами в России составляет 270‑300 кВт-ч / кв. м (0,23‑0,26 Гкал / кв. м), у финских соседей – 120 кВт-ч / кв. м (0,01 Гкал / кв. м). Разумеется, на расходы тепла влияют и другие энергосберегающие факторы. Тем не менее, прогнозы экспертов по физическому повышению эффективности в российских системах оцениваются в 40‑60 %.

Основной вопрос состоит в том, где взять значительные средства на реализацию требований закона? В перечень работ по капитальному ремонту эти работы не входят, а других источников финансирования, предусмотренных жилищным законодательством, у собственников жилья в многоквартирных домах нет. Кроме того, речь идет о смене всей системы тепло- и водоснабжения в регионах в достаточно короткие сроки. Под такие важные вопросы необходимо разрабатывать четкую инвестиционную программу, планировать бюджет.

По такому пути пошли в Липецкой области, где депутаты областного Совета добились разработки региональной программы перевода 1520 многоквартирных домов с открытой системой горячего водоснабжения на закрытую. В Хабаровске большую часть софинансирования взял на себя муниципальный бюджет на условиях конкурсных грантов, собственники оплатили всего 10 % от стоимости ИТП.

Ирина Булгакова предлагает решить проблему через заключения концессионного соглашения, поскольку концессия позволяет закрепить в договоре между концессионером и концедентом долгосрочное регулирование тарифов.

Источник: eprussia.ru

925
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Продолжая использовать данный сайт, вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики конфиденциальности и даете свое полное согласие на сбор и обработку и распространение персональных данных и файлов cookies. Если вы не согласны с данными условиями вы обязаны покинуть сайт.