Валерий Маркелов рассказал о планах «Росатом Сети зарядных станций» по развитию электрозарядной инфраструктуры Москвы
21 октября 2025 года в музее «Атом» на ВДНХ состоялась стратегическая сессия между Госкорпорацией «Росатом» и Правительством Москвы, посвященная формированию долгосрочного партнерства и развитию совместных проектов.
В рамках сессии с докладом об успехах и перспективах развития электрозарядной инфраструктуры столицы выступил генеральный директор компании «Росатом Сеть зарядных станций» (входит в контур управления Концерна «Росэнергоатом» Госкорпорации «Росатом») Валерий Маркелов.
Он подробно рассказал о результатах работы компании в столице в рамках программы «Энергия Москвы» и поделился стратегическими планами: «Наша сеть стала неотъемлемой частью транспортной экосистемы столицы, — отметил Валерий Маркелов. — Сегодня мы занимаем лидирующие позиции на рынке быстрых зарядных станций города, а количество постоянных клиентов нашей компании в Москве превысило 14 000. С начала года электромобилисты столицы зарядились более чем на 4 млн кВтч».
В своем выступлении генеральный директор отметил, что вся электроэнергия, поставляемая для электрозарядной инфраструктуры компании в Москве, имеет подтверждённый низкоуглеродный статус. Это обеспечивается за счет сертификатов «Чистая энергия Росатома» от Концерна «Росэнергоатом», гарантирующих происхождение энергии с атомных станций «Росатома».
Что касается планов развития, Валерий Маркелов обозначил два ключевых направления: «Во-первых, мы сохраняем фокус на развитии сети быстрых зарядных станций, постоянно повышая их надежность и доступность. Во-вторых, и это наша стратегическая задача на ближайшие годы — мы планируем начать масштабную программу по развертыванию медленных зарядных станций в жилых кварталах Москвы. Зарядка должна быть там, где автомобиль проводит большую часть времени — у дома, во дворах, на парковках жилых комплексов. Это решит главный вопрос, который волнует потенциальных владельцев электромобилей — «где зарядиться?», и станет ключевым фактором для массового перехода на электротранспорт в столице».
Участники стратегической сессии высоко оценили вклад «Росатома» в развитие транспортной инфраструктуры Москвы и подтвердили намерение продолжать тесное взаимодействие в реализации экологических инициатив и проектов в области устойчивого развития.
«Город по задаче мэра Москвы Сергея Собянина активно развивает зарядную инфраструктуру. Это обеспечивает планомерный переход на экологичный транспорт. Проект «Энергия Москвы» сотрудничает с заводом «Парус электро»: с 2022 года мы вместе начали устанавливать первые ЭЗС мощностью 60 кВт. Также в рамках проекта «Росатом Сеть зарядных станций» уже установил в столице 106 быстрых ЭЗС от того же производителя. Это весомый вклад в развитие зарядной инфраструктуры в городе», — отметил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.
Напомним, что «Росатом» развивает сеть зарядных станций для электромобилей в рамках своего направления «Электромобильность». На сегодняшний день общее количество станций достигло 246 ЭЗС, расположенных в 15 регионах России, 231 из них принадлежат ООО «РСЗС», еще 15 — АО «ТВЭЛ» (Топливный дивизион «Росатома»).
Справка:
Госкорпорация «Росатом», производящая электричество с помощью низкоуглеродной генерации, последовательно реализует шаги по переходу к «зеленой» экономике. Снижение негативного влияния на природу, сохранение и восполнение биоресурсов — все это приоритетные задачи российской атомной отрасли в области охраны окружающей среды. Атомщики уделяют большое внимание модернизации оборудования, обеспечивающего выработку экологически чистой энергии, ежегодно направляется сотни миллионов рублей на мероприятия по охране окружающей среды.
Электромобильность — новое перспективное бизнес-направление «Росатома». Координацией развития этого бизнеса выступает АО «ТВЭЛ» — управляющая компания Топливного дивизиона госкорпорации. Опираясь на научный, технологический и производственный потенциал предприятий атомной промышленности, «Росатом» ставит своей целью внести максимальный вклад в решение задачи национального масштаба — формирование в России успешного массового производства электротранспорта, а также необходимой инфраструктуры и регуляторной среды. Предприятия «Росатома» потенциально способны производить около 60% всех компонентов электромобиля, включая аккумуляторные батареи, электродвигатели, магниты из РЗМ, микрокомпонентную базу, полимерные и композитные материалы. Объединение усилий Электроэнергетического дивизиона, а также дивизиона «АСУ ТП и электротехника» позволит создавать сеть электрозарядных станций на оборудовании российского производства. Кроме того, «Росатом» намерен внедрять на российском рынке новые сервисы для владельцев электромобилей.
Электроэнергетический дивизион «Росатома» (управляющая компания дивизиона — АО «Концерн Росэнергоатом») является крупнейшим производителем низкоуглеродной электроэнергии в России. В эксплуатации находятся 11 действующих атомных станций, включая единственную в мире плавучую атомную теплоэлектростанцию (ПАТЭС). 35 энергоблоков суммарной мощностью 28,5 ГВт вырабатывают уже около 19 % электроэнергии в России. Предприятия дивизиона обеспечивают полный комплекс услуг по вводу, ремонту, сервисному обслуживанию и подготовке персонала для атомных энергоблоков; нарабатывают изотопы для медицины, сельского хозяйства и микроэлектроники; в его контуре активно развиваются новые направления деятельности (развитие сети зарядной инфраструктуры для электромобилей, биогазовые станции, производство промышленных роботов и др.).
Общество с ограниченной ответственностью «Росатом Сеть зарядных станций» (ООО «РСЗС») — дочерняя компания АО «Концерн Росэнергоатом», владеющая и управляющая создаваемой сетью ЭЗС. В её задачи входит взаимодействие с партнерами, строительство и эксплуатация электрозарядных станций (покупка электроэнергии, обслуживание клиентов, учет), создание и развитие цифровой платформы управления ЭЗС, клиентских сервисов, продажа сопутствующих товаров и услуг. ООО «РСЗС» располагает всеми необходимыми ресурсами и компетенциями госкорпорации «Росатом», включая генерацию низкоуглеродной электроэнергии, IT-платформу управления ЭЗС, производство ЭЗС и компонентов R&D центр. Данные компетенции обеспечивают полный цикл для создания и эксплуатации электрозарядной инфраструктуры. В целях ускоренного перехода транспорта на электротягу ООО «РСЗС» с 2023 года создает сеть электрозарядной инфраструктуры.
Топливная компания Росатома «ТВЭЛ» (Топливный дивизион Госкорпорации «Росатом») включает предприятия по фабрикации ядерного топлива, конверсии и обогащению урана, производству газовых центрифуг, а также научно-исследовательские и конструкторские организации. Являясь единственным поставщиком ядерного топлива для российских АЭС, ТВЭЛ обеспечивает топливом в общей сложности более 70 энергетических реакторов в 15 государствах, исследовательские реакторы в девяти странах мира, а также транспортные реакторы российского атомного флота. Каждый шестой энергетический реактор в мире работает на топливе ТВЭЛ. Топливный дивизион Росатома является крупнейшим в мире производителем обогащенного урана, а также лидером глобального рынка стабильных изотопов. В Топливном дивизионе активно развиваются новые бизнесы в области химии, металлургии, технологий накопления энергии, 3D-печати, цифровых продуктов, а также вывода из эксплуатации ядерных объектов. В контуре Топливной компании «ТВЭЛ» созданы отраслевые интеграторы Росатома по аддитивным технологиям и системам накопления электроэнергии. www.tvel.ru
Компания «Парус электро» — один из пионеров российского рынка оборудования для зарядки электромобилей. Разработка и производство стартовали в 2019 год. В настоящее время более 1,8 тыс. зарядных станций, произведенных «Парус электро» установлены и успешно работают в разных климатических зонах на всей территории страны: от Калининграда до Южно-Сахалинска. Компания осуществляет полный цикл создания изделий: от подготовки концепции и проектирования до сборки, тестирования и серийного производства.
«Энергия Москвы» — проект по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей в Москве, запущенный в 2020 году Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.