Об энергетическом балансе

Ливерморская национальная лаборатория Министерства энергетики США (Lawrence Livermore National Laboratory) опубликовала блок-схему, которая иллюстрирует использование энергии в Соединённых штатах в 2019 году (единицы на графике — это квадриллионы БТЕ).

Наш интерес привлекли вовсе не объёмы потреблённой американцами энергии, а сам график, методология.


Данная схема является чрезвычайно удачным, прямо-таки идеальным изображением энергетического баланса. Посмотришь на неё — и сразу всё видно-понятно, куда что поступает и как используется. Будь моя воля, я бы строжайше наказал российскому Минэнерго или статистическому ведомству ежегодно составлять такую схему для России и публиковать её на видном месте.


Какой главный вывод сделаем мы, посмотрев на график?
Нынешнее устройство энергетики нельзя назвать энергетически эффективным. Почти 70% используемой обществом энергии идёт на обогрев атмосферы в буквальном смысле, теряется в процессе транспортировки и преобразования (на схеме потери обозначены термином Rejected Energy). С нынешними энергетическими технологиями всякая современная экономика является чрезвычайно расточительной (у большинства промышленно-развитых стран доля потерь, указанная в правой части блок-схемы, будет сопоставима с американской). Да, эти технологии позволяют обеспечивать нынешний высокий, максимальный за всю историю человечества, уровень благосостояния, но одновременно отправляют «в отбросы» большую часть используемых энергоресурсов.


В этом плане переход на ВИЭ — это борьба с бесхозяйственностью и путь к более рациональной технологической организации общества.


Почему?


Распространение ВИЭ приводит к снижению потребления ископаемого топлива и замене одних энергетических технологий другими. Соответственно, размер потерь энергоресурсов кардинальным образом меняется. Как — видно на следующей схеме, которая хоть и достаточно условна, зато наглядна:

При замене ископаемого топлива ВИЭ, вы получаете тот же самый объём конечной энергии (синий цвет) при гораздо меньших затратах первичной.


Второй вывод. Не стоит использовать по всякому поводу слово «энергобаланс». В большинстве случае его употребление только дезинформирует. Произносящий его имярек зачастую путает понятия. Возьмём, скажем, фразу: «в некоторых европейских странах ВИЭ занимают 40% в энергобалансе». По-хорошему, это должно означать долю ВИЭ в объёме потребляемой первичной энергии (левая сторона баланса), но по опыту знаю, что говорящий часто имеет в виду долю в производстве/потреблении электроэнергии, абсолютно другую величину.


Баланс — он потому и баланс, что имеет две стороны, и, как мы видим на американской схеме, большая часть правой стороны — это потери. Если мы выделим долю того или иного энергоносителя в конечном потреблении энергии, то есть в оставшейся после вычета потерь части правой стороны (на приведённой схеме обозначено как «Energy Services»), она будет совсем другой, нежели слева.


Кроме того, следует помнить об известной методологической проблеме отражения возобновляемых источников энергии (солнца и ветра) в составе первичной энергии (в левой стороне энергобаланса), приводящей к недооценке их доли. Эта проблема подробно описана в нашей статье, в которой мы обсуждали энергетический прогноз Сколково.

Остальные графики — в оригинальной статье по ссылке ниже.

https://renen.ru

341
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Продолжая использовать данный сайт, вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики конфиденциальности и даете свое полное согласие на сбор и обработку и распространение персональных данных и файлов cookies. Если вы не согласны с данными условиями вы обязаны покинуть сайт.